До конкурса на закупку поездов под Евро-2012 Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) не допустили, но завод еще возьмет свое. На проект разработки скоростного украинского поезда Кабмин пообещал предприятию 761 млн.грн. В этом году у них закупят два новых состава и еще два — планируется купить в следующем.
«Финансовый план „Укрзалізниці“ на текущий год утвержден 7 сентября. И в нем есть строчка о закупке двух двухсистемных межрегиональных скоростных электропоездов, которые мы создали. В проекте на 2013 год тоже есть два поезда», - отметил президент — преседатель набсовета ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» Владимир Приходько в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
Но четыре состава — это только цветочки, учитывая лобби со стороны Николая Азарова и лично президента, который в феврале этого года посетил завод и пообещал поддержку.
Николай Янович начал хвалить продукцию КВСЗ еще на ярмарке в Сорочинцах, чем, видимо, сильно насторожил корейских партнеров. Но вопрос с прекращением закупок, судя по всему, уже решен — скоростные поезда будут производить в Украине, а если иностранцы хотят, то могут строить здесь свое производство или создавать СП. Учитывая цену вопроса, подумать над этим действительно стоит.
Еще в прошлом году министр инфраструктуры Борис Колесников заявлял, что скоростное движение в Украине — это вопрос не только на период Евро, но и на годы вперед. И после Евро, сказал министр, будет куплено еще 25-30 скоростных поездов. Учитывая, что средняя цена (инфографика о ценах: Чей лучше. Сравнение характеристик скоростных поездов) на скоростные поезда составляет $25 млн, речь идет о заказах на $625-750 млн. По словам Приходько, предприятие само инвестировало в разработку опытного образца 500 млн грн (около $62 млн), так что инвестиции вскоре отобьются. И не только.
В начале этой недели Азаров лично оценил экспериментальный образец скоростного крюковского поезда. Состав уже прошел испытание на Приднепровской железной дороги, потом на Одесской, а сейчас проходит на Юго-Западной. Закончены испытания на постоянном токе, идут на переменном.
В пользу украинского поезда говорит и глубокая локализация производства. «Локализация свыше 70 процентов украинская. Это кузов, тележки, электрооборудование, кондиционеры, стойки управления. Их поставляют предприятия Киева, Харькова, Днепропетровска, Николаева, Запорожья и других городов Украины», — пояснил Приходько.
Премьер заявил, что таких поездов стране нужно будет минимум 300. А это увеличивает цену вопроса ровно на порядок, до нескольких миллиардов долларов в течение нескольких лет. Кому же достанутся эти заказы?
По данным СМИ, значительная доля акций завода принадлежит семье Приходько еще с начала нулевых. До этого завод переживал не лучшие времена, главный заказчик - Укрзалізниця - не спешил рассчитываться по долгам. Но с приходом Георгия Кирпы заводу вернули долги и обеспечили заказами. Тогда и сформировался основной состав акционеров: в начале 2001 года семье Приходько принадлежало 35% акций завода.
Позже, по данным СМИ, Крюковский завод входил в состав машиностроительного холдинга, созданного на базе предприятий групп ТАС Сергея Тигипко и Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В состав холдинга также вошли Днепродзержинский вагоностроительный и Кременчугский сталелитейный заводы. Продукция завода пользовалась спросом, значительная ее часть уходила на экспорт, в первую очередь в Россию. По итогам 2011 года чистая прибыль предприятия составила 680,2 млн грн.
Согласно данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, по состоянию на I квартал 2012 года владельцами крупных пакетов акций КВСЗ являлись: украинская ХК ТЕКО-Днепрометиз (23,2886%), эстонская AS Skinest Finants (25,1510%), британская Transbuilding Service Limited (24,9379%) и эстонская Osauhing Divinta (14,5178%). Около 5% акций находятся в свободном обращении (под тикером KVBZ торгуются на УБ; 27 сентября цена составила около 18,7 грн за акцию), незначительная часть акций есть у менеджмента предприятия.
Согласно сообщению в системе раскрытия информации, 27 июня 2012 года ТЕКО-Днепрометиз уменьшила свою долю до менее чем 10% акций. ЗАО Холдинговая компания ТЕКО-Днепрометиз принадлежит 99,6538% ПАО «ТАСкомбанк» Сергея Тигипко. Вместе с первой женой Натальей Тигипко, вице-премьер контролирует ТЕКО-Днепрометиз через страховые компании Индустриальная (в ней Сергею Тигипко принадлежит 99%) и Капитал Груп (94,93% принадлежит Наталье Тигипко).
По данным той же системы раскрытия информации, в августе 2012 года был переизбран состав набсовета Крюковского завода. Владимир и Павел Приходько были вновь избраны на должности председателя набсовета и члена набсовета соответственно, а вот Сергей Тигипко, который до этого был членом набсовета, был снят с должности. На его место был назначен Виктор Воронович (доля в уставе КВСЗ составляет 0,001%). До этого Воронович занимал должность генерального директора, члена совета директоров российского ОАО «Завод металлоконструкций» (ЗМК). Предприятие, по данным СМИ, подконтрольно главе набсовета ЗМК Станиславу Гамзалову. Существует предположение, что вначале ТЕКО-Днепрометиз продала свой пакет самому заводу, который в свою очередь продал пакет россиянам.
Однако официально эта версия пока не подтверждается. В интервью Сергей Тигипко отметил, что ТАС продала львиную долю акций КВСЗ действующим собственникам. «Это была чистая продажа 27% акций. Их выкупили нынешние собственники», — отметил вице-премьер. Кто же эти нынешние собственники — Skinest Finants Transbuilding Service Limited и Osauhing Divinta?
По данным ИГ АРТ-Капитал, Skinest Finants принадлежит эстонскому предпринимателю Олегу Оссиновскому. Его также называют владельцем контрольного пакета акций Даугавпилсского локомотиворемонтного завода — крупнейшего в странах Балтии предприятия, производящего капитальный ремонт и модернизацию железнодорожного подвижного состава.
Два других предприятия, на долю которых приходится почти 40% акций завода, связывают с сыном президента КВСЗ Павлом Приходько. По данным ресурса Companycheck, с 1 декабря 2012 года директором Transbuilding Service явялется Павел Приходько. С ним же, по данным ресурса Kreedix, связана и эстонская Divinta.
Сделка с россиянами, если она действительно состоялась, позволит Крюковскому заводу укрепить свои позиции на рынке РФ, говорят эксперты. Особенно в свете возможного введения утилизационного сбора на вагоны, аналогичного автомобильному.