«Украине придется брать кредиты, здесь иллюзий быть не должно», — отметил в своем выступлении глава правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
Он подчеркнул, что средства МВФ сами по себе являются наиболее дешевыми и дают возможность удешевить привлечение ресурсов из других источников, так как инвесторы и кредиторы ориентируются на наличие у страны работающей программы Фонда.
Тимонькин выразил сомнение, что Украине удастся привлечь «живые» деньги у Китая, так как банки этой страны известны крайне сложной процедурой выделения средств.
Председатель совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украина» Валерия Гонтарева высказала мнение, что в случае получения китайских кредитов на все эти средства будут закуплены китайские товары.
Комментируя еще один альтернативный источник финансирования — российские кредиты, глава Укрсоцбанка добавил, что их привлечение даст Москве еще один рычаг влияния на Украину в их и без того непростых отношениях.
«Поэтому будут взяты деньги короткие и дорогие», — сказал банкир.
Участники дискуссии напомнили, что в этом году Минфину уже пришлось привлечь 2 млрд долларов под 9,25% годовых, что в разы дороже, чем стоимость кредитов МВФ.
Среди других позитивных моментов финансирования фонда они также указали на наличие согласованных требований о проведении реформ в стране. «Главное зло — популизм. МВФ — единственный сегодня институциональный враг популизма, готовый еще и платить», — подчеркнул Тимонькин.
«Программа МВФ — единственная рабочая программа в стране», — добавила В.Гонтарева.
Экс-глава Минэкономики и Госфинуслуг Виктор Суслов напомнил, что вполне разумные требования МВФ перед выделением кредитов всегда согласовываются с заемщиком. «Единственное условие Фонда — выполнять требования, под которыми стоят подписи глав Нацбанка, правительства и Министерства финансов», — сказал он.
Все участники дискуссии сошлись во мнении, что с программой Фонда или без нее Украине придется решить сдерживающую возобновление финансового сотрудничества с МВФ проблему дефицита НАК «Нафтогаз Украины», вызванную разрывом между ценами импорта газа и его ценами для населения и теплокоммунэнерго.
В то же время экс-министр экономики и оппозиционный депутат Сергей Терехин подверг критике Фонд за его политику дорогой гривни, сдерживающую внутреннее кредитование, и излишне жесткие требования к размеру дефицита бюджета. «Выполнение условий МВФ — это режим жесткой экономии, который сегодня достаточно сильно критикуется, потому что урезание расходов бюджета и сокращение дефицита приводит к снижению потребительского спроса, а, следовательно, к уменьшению внутреннего рынка и к стагнирующему экономическому росту», — подобное мнение высказала и директор фонда «Эффективное управление» Наталья Изосимова.
Терехин также высказал мнение, что с учетом охлаждения политических отношений США и ЕС с нынешним руководством Украины, Киев не получил новых кредитов МВФ, так как решение этой организации принимается с оглядкой на позицию Вашингтона и Брюсселя.
В Украине после прошедших в начале 2010 года президентских выборов и смены правительства было решено прекратить программу stand-by 2008 года, по которой страна получила $11 млрд.
В конце июля 2010 года МВФ решил возобновить сотрудничество с Украиной по новой программе stand-by на SDR10 млрд (более $15 млрд). Однако по ней Киев смог получить лишь около $5 млрд, так как с весны 2011 года новая программа была заморожена на этапе второго пересмотра. В частности, Украина уже более года пытается убедить МВФ исключить вопрос субсидирования цен на природный газ для населения до завершения газовых переговоров с Россией.