«То, что сейчас происходит со стороны налоговой службы в отношении фондового рынка, его инструментов и его участников, вызывает у нас очень серьезную тревогу», — отметил он в интервью агентству Интерфакс-Украина.
Комментируя обвинения налоговиков в адрес рынка, глава Комиссии признал, что фондовые инструменты все же могут использоваться в неблаговидных целях недобросовестными, а иногда и преступными лицами или группами и для несанкционированного вывода капитала, и для уклонения от уплаты налогов.
Тевелев отметил, что Комиссия неоднократно отмечала несовершенство налогообложения на фондовом рынке и последние два года работала над тем, чтобы рынок стал чище и прозрачнее, в том числе и в части налогообложения операций, осуществляемых на нем. Он напомнил, что за последние два года объемы рынка увеличились в два раза, а удельный вес объема торгов на бирже в общем объеме операций с ценными бумагами за два года вырос с 2,7% до 15%. Кроме того, число торговцев сократилось примерно на 100 преимущественно за счет ухода «схемщиков», с рынка массово устраняются технические бумаги.
Тевелев подчеркнул, что биржевые обороты увеличились без каких-то налоговых преференций и сторонней помощи, этого удалось добиться исключительно нормативными и последовательными контрольными действиями НКЦБФР.
«Знаете, мне жутко становится от мысли, что с помощью налоговой службы фондовый рынок Украины теряет или может полностью потерять свою инвестиционную составляющую», — сказал глава Комиссии.
По его словам, госрегулятор два года работал для того, чтобы фондовый рынок Украины был не столько спекулятивным, сколько инвестиционным, аккумулирующим и перераспределяющим финансовые ресурсы. «Но все это нивелируется одним письмом налоговой инспекции, по которому участники рынка обязаны покупать и продавать акции в одном налоговом периоде. О каких долгосрочных инвестициях можно говорить, о каких инвестициях в развитие?» — пояснил Д.Тевелев.
В качестве других примеров он привел учет налоговиками взносов в ИСИ как дохода компании по управлению активами, непринятие биржевых отчетов как первичных документов, хотя это четко, прямо, прописано в Налоговом кодексе, и выставление претензий при расчетах через депозитарий.
«Если налоговая служба заинтересована в том, чтобы фондовый рынок развивался и приносил в будущем доходы в бюджет, надо сесть вместе и на профессиональном уровне усовершенствовать правила, усовершенствовать подходы, сделать их качественными и улучшенными. Но нужно ли уничтожать фондовый рынок вот такими непонятными, непоследовательными и не всегда обоснованными действиями?» — добавил глава Комиссии.
Он подчеркнул, что НКЦБФР и добросовестные участники рынка понимают архисложность стоящей перед налоговой службой задачи наполнения бюджета в сегодняшних условиях и готовы к сотрудничеству.
По его словам, регулятор неоднократно обращался к налоговому ведомству с предложениями создать совместную группу для доработки, переосмысления тех или иных положений в налоговом законодательстве. «На сегодняшний день мы вышли с инициативой включить вопрос о совершенствования системы налогообложения на фондовом рынке в программу реформ на следующий год, в национальный план реализации Программы экономических реформ президента Украины, и предварительно мы получаем поддержку в этом отношении со стороны комитета реформ», — сообщил Тевелев.
Он подчеркнул, что Комиссия хочет партнерского и профессионального диалога с налоговой службой с привлечением к нему участников рынка, результатом которого должны быть качественные изменения в налоговом законодательстве и понятные, прозрачные и разумные практики, которые будет применять налоговая служба во взаимоотношениях с участниками фондового рынка.
«Мы обращались и обращаемся в комитет реформ и в Кабинет министров с просьбой все-таки рассмотреть эту ситуацию, дать нам возможность сесть за стол переговоров и спокойно обсудить все эти темы. Мы надеемся, что такой диалог состоится, и он будет результативным», — сказал глава НКЦБФР.
Тевелев напомнил, что примером такого диалога совсем недавно была подготовка Налогового кодекса, когда Комиссия совместно с рынком выдвинула целый ряд предложений, и порядка 95% их было учтено и вошло в текст документа.