Нуриэль Рубини
лауреат Нобелевской премии по экономике

Финансовые рынки вошли в ралли с июля с надеждой на то, что глобальный экономический и геополитический прогноз не ухудшится, или, даже если это произойдет, то центральные банки готовы поддерживать экономику и рынки с помощью дополнительных раундов предоставления ликвидности и количественного смягчения. Таким образом, не только хорошие или «лучше ожидаемых», экономические новости способствуют росту рынков, но даже плохие новости становятся хорошими, потому что это увеличивает вероятность того, что такие мировые «пожарные», как председатель ФРС США Бен Бернанке и глава ЕЦБ Марио Драги, зальют рынки ведрами наличных денег.

Но рынки, растущие и на хороших, и на плохих новостях, нестабильны. Они держатся на доверии к политикам. Если экономические новости серьезно ухудшатся и доверие к эффективности действий политиков упадет, вполне вероятно, что настроение рыночных игроков испортится и они откажутся рисковать, как это уже случалось.

После решения ЕЦБ об оказании поддержки пострадавшим странам с помощью потенциально неограниченной покупки их облигаций, последовала эйфория. Но этот ход не изменит правила игры, а лишь выигрывает время для директивных органов в целях осуществления жестких мер, необходимых для урегулирования кризиса. И проблемы, с которыми столкнулись европейские политики, огромны: рецессия в еврозоне углубляется на начальном этапе жесткой налогово-бюджетной консолидации и строгого нормирования кредитов. Так как банковский сектор еврозоны и ее рынки государственных долговых обязательств становятся все более раздробленными, создание банковского союза, фискального союза и экономического союза в рамках макроэкономической политики для восстановления роста, внешнего баланса и конкурентоспособности, будет крайне сложным.

Даже поддержка со стороны ЕЦБ не является очевидной. Валютные ястребы — Бундесбанк и ряд других основных центральных банков, — которые были обеспокоены новым бессрочным мандатом ЕЦБ, успешно добились строгих и эффективных условий для стран, выигравших от приобретения облигаций. В результате они могут прикрыть данную программу, если ее строгие критерии не будут выполнены.После решения ЕЦБ об оказании поддержки пострадавшим странам с помощью потенциально неограниченной покупки их облигаций, последовала эйфория.

Более того, Греция может выйти из еврозоны в 2013 году, до того, как Испания и Италия успеют решить часть своих проблем. Ведь Испания — как и Греция — скатывается в депрессию, и, возможно, ей потребуется полномасштабная экономическая помощь от кредитной «тройки» (ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ). Между тем, усталость от мер жесткой экономии на периферии еврозоны все чаще усложняется усталостью ключевых стран от необходимости оказывать периферии экономическую помощь.

Поэтому неудивительно, что Германия, политически не способная проголосовать за выделение дополнительных ресурсов для экономической помощи странам-должникам, провела своеобразный аутсорсинг, передав эту работу ЕЦБ, единственному учреждению, которое может обойти демократически избранные парламенты. Но, опять же, обеспечение ликвидности в одиночку — без политики, направленной на восстановления экономического роста в ближайшее время — лишь отсрочит, но не предотвратит, распад валютного союза, и в конечном итоге приведет к распаду торгово-экономического союза и разрушению единого рынка.

В Соединенных Штатах последние экономические данные — в том числе слабый рынок труда — подтверждают, что экономический рост является слабым, и маловероятно, что уровень производства во второй половине 2012 года вряд ли будет значительно выше, чем ежегодный прирост в 1,6%, зарегистрированный в январе-июне. И, учитывая политическую поляризацию США и политический тупик, можно ожидать дальнейших боев за бюджет и верхнюю границу внешнего долга, понижения рейтинга и отсутствия согласия по пути к среднесрочной налогово-бюджетной консолидации и устойчивому развитию. И это произойдет независимо от того, будет ли президент США Барак Обама переизбран в ноябре. Напротив, стоит ожидать, что политики пойдут по пути наименьшего сопротивления: будут уклоняться от жестких фискальных решений, пока не проснутся инвесторы и не начнут избавляться от облигаций. Это вызовет резкий рост долгосрочных ставок, и заставит политическую систему пойти на корректировку налогово-бюджетной политики.

В Китае, жесткая экономическая посадка выглядит все более вероятной, так как инвестиционный пузырь сдувается и чистый экспорт сокращается. Между тем, реформы, необходимые для сокращения объема сбережений и увеличения частного потребления, в настоящее время задерживаются. Как и в Европе, в США, худшего можно будет избежать в 2012 году только с помощью усиления денежно-кредитного, налогово-бюджетного и кредитного стимулирования.

Но жесткая посадка становится более вероятной в 2013 году по мере уменьшения этого стимулирования, роста числа просроченных кредитов, ускорения спада объема инвестиций и невозможность дальнейшего замалчивания проблемы пролонгации долгов провинциальных правительств и их специализированных инвестиционных организаций. И, учитывая осторожность нового руководства, как она устанавливает свою власть, реформы будут происходить с черепашьей скоростью, делая социальные и политические волнениям все более вероятными.

Между тем, Бразилия, Индия, Россия и другие страны с развивающейся экономикой ведут ту же игру. Многие из них не улучшили свое положение, так как слабость стран с развитой экономикой уменьшает возможности для экспортно-ориентированного роста, и вызывает задержку структурных реформ, необходимых для ускорения развития частного сектора и роста производительности труда, придерживаясь модели государственного капитализма. Таким образом, недавнее замедление роста на развивающихся рынках — это не просто циклический процесс, спровоцированный слабым ростом или явной рецессией в странах с развитой экономикой; это также и структурный процесс.

Похожие сглаживания заметны и на геополитическом уровне. Основные мировые державы по-прежнему пытаются с помощью переговоров и санкций побудить Иран отказаться от своих попыток разработки ядерного оружия. Но Иран пытается выиграть время, надеясь достичь зоны неприкосновенности. К 2013 году Израиль, который справедливо или ошибочно, воспринимает иранскую ядерную программу как реальную угрозу своему существованию, и/или США, которые отклонили программу по сдерживанию «ядерного» Ирана, могут принять решение о начале военных действий, что приведет к значительному скачку цены на нефть.

Корень проблемы находится в неэффективности слабых правительств. В демократических странах повторные выборы приводят к краткосрочным политическим решениям. В автократиях, таких как Китай и Россия, лидеры сопротивляются проведению радикальных реформ, которые бы уменьшать силу окопавшихся лоббистов и групп влияния, что стало бы причиной социальных волнений, так как возмущение засильем коррупции и взяточничества просто-напросто перерастет в протест.

Но, чем больше политики отфутболивают проблему, тем сложнее становится ее решить, а крупные развивающиеся рынки и развитые экономики наталкиваются на глухую кирпичную стену. Политики могут либо врезаться в эту стену, либо показать лидерские качества и разрешить ситуацию так, чтобы никто не пострадал.

Читайте также: