По словам представителей крупнейших инвестиционных компаний, членство в АУФТ является вынужденным согласно законодательству (членство в саморегулирующейся организации обязательно), однако в силу своего особенного статуса организация объединяет не только рыночные компании, но и «кептивы», используемые для отдельных и не всегда «чистых» операций.
«Никто не уполномочивал комментировать АУФТ от имени всего рынка. Опрос мнений среди своих членов они не проводили», — заявил гендиректор ИК Concorde Capital Игорь Мазепа.
В АУФТ данные обвинения воспринимают « штыки».
«Высказанная позиция АУФТ является единогласным решением ее Совета, который легитимно избран большинством членов ассоциации. А устраивать референдумы в угоду амбициям Украинской биржи Совет не посчитал необходимым. И почему торговцы и акционеры УБ считают себя гласом рынка? Почему не бастуют другие фондовые биржи?» — отметил глава совета АУФТ Сергей Антонов.
Как полагают торговцы УБ, закон «О депозитарной системе», который передает расчетные функции по операциям с ценными бумагами (биржевые сделки, клиринг, выплата дохода по ЦБ) в исключительные полномочия Расчетного центра НБУ, фактически «убивает» фондовый рынок. По их мнению, создание новой структуры не только связано со значительным затратами, которые лягут на плечи налогоплательщиков, но и снижением эффективности качества клиринговых услуг и повышением рисков инвесторов вследствие концентрации кредитных рисков.
«Деньги участников будут под огромными рисками. А если вдруг произойдет сбой, то ждать рефинансирования из бюджета нужно будет месяцами, что, конечно, недопустимо для инвесторов», — говорит управляющий директор ИГ «Универ» Алексей Сухоруков.
В таких условиях, по мнению операторов УБ, инвесторы могут просто отказаться от работы на срочном рынке (фьючерсы и другие производные), и все что останется из возможностей — это спотовый рынок со 100% депонированием средств.
Участники биржи надеются, что Янукович не примет закон в нынешней редакции. Для привлечения внимания вчера в знак протеста они приостановили торги на 1 час, несмотря на предупреждения НКЦБФР о недопустимости таких действий.
«Бояться нечего, так как принятие закона все равно ставит на повестку дня вопрос о закрытии биржи», — утверждает Игорь Мазепа, добавляя, что для покрытия дефицита УБ акционеры и так инвестируют туда 1,5 млн долларов.
Позиция АУФТ в корне отлична. По словам Сергея Антонова, на самом деле, участникам рынка, если они не являются акционерами учреждений, занимающихся клирингом и расчетами (а значит, не претендуют на соответствующие доходы), все равно кто будет выполнять эти функции. «Более того, участие государства — как минимум в части контроля и как максимум в части непосредственного владения субъектами инфраструктуры — является с точки зрения всех и всяческих международных рекомендаций и практики весьма желательным», — добавляет он.
Существующая инфраструктурная модель, по его мнению, все равно несовершенна. «А для бирж, в конце концов, есть определенные бонусы, поскольку четко унифицирован перечень субъектов инфраструктуры, с которыми необходимо интегрироваться в технологическом аспекте — в то время как сейчас существует совершенно неоправданное количество моделей клиринга и расчетов и субъектов, эти модели обслуживающее», — резюмирует он.