«Он (российский сбор) распространяется на всех импортных производителей, поставляющих товары в Россию. Основная цель: защита отечественного производителя и сигнал для зарубежных инвесторов создавать производство в РФ», — отметил Олег Свинарчук, добавив, что российский автопром имеет сегодня защиту в виде сборов уже не 35%, а порядка 42%.
Еще один важный момент, отличающий российский документ от украинского — это возможность для местных производителей осуществлять утилизацию самостоятельно, без уплаты сбора. Такой пункт был бы выгоден украинскому автопрому, учитывая, что украинский сбор в текущей трактовке распространяется и на машинокомплекты, которые используются в производстве.
Украина теряет экспорт
Протекционистскую политику России уже почувствовали на себе украинские экспортеры. Цены на автомобили, поставляемые в РФ, придется поднять, конкурентоспособность снизится. «На внутреннем рынке Росии легковые автомобили украинского производства подорожают на 10-12%. В классе бюджетных автомобилей, в котором мы представлены, это существенно отразится на нашей конкурентноспособности, — говорит Ефим Хазан. — Я не хочу сказать, что мы уйдем с рынка, но есть вероятность, что объемы экспорта сократятся, поэтому мы активно ищем дополнительные рынки сбыта».
Что же касается украинских грузовиков, то малотоннажные фургоны подорожают в 1,5 раза, а автомобили КрАЗ — на $12 тыс., а это почти треть цены КрАЗа. Если дополнительно будет браться НДС, то подорожание будет еще существенней. Украинские автобусы станут дороже на 12-16%, говорит представитель ассоциации.
Говорить о финансовых потерях пока рано, добавляет Хазан. Но объемы импорта российских авто в Украину в режиме свободной торговли будет нарастать, и это затруднит реализацию продукции украинского автопрома.
Свалка мирового автохлама
Для развития украинского производства нужна пошлина на импорт не ниже 30%, уверен Олег Боярин. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать. При этом не стоит затягивать с введением полноценной программы по утилизации, иначе Украина превратится в свалку для автомобильного хлама со всего мира.
«Мы прорабатывали концепцию введения экологического сбора еще три года назад, но тогда наши инициативы не нашли отклика. Сегодня это преподносится как ответ на введения утилизационного сбора Россией. Но нужно понимать, что утилизация — это не сбор металлолома», — говорит Боярин.
Сегодня нужна программа, предусматривающая вывод из оборота небезопасных авто, правильную экологическую утилизацию, бюджет для компенсации владельцам, которые могли бы обменять старый автомобиль с доплатой на новый. А пока Украина имеет все шансы стать свалкой автомобильных отходов, учитывая, что 70% автопарка имеет возраст более 8 лет, что, по словам представителя отрасли, является самым высоким показателем в Европе.
Дилеры повысят цены
Автомобильные импортеры, в свою очередь, восприняли введение сбора относительно спокойно и просто готовятся повысить цены. В зависимости от объема двигателя, цены на иномарки могут вырасти на 8-13%.
Вполне возможно, что на проверку сбор окажется ответным политическим ходом, который так и не будет реализован на практике. Такого мнения придерживается глава ВААИД Олег Назаренко. По его словам, введение Украиной утилизационного сбора позволит «сохранить лицо» и на равных вести переговоры с Россией о мирном разрешении ситуации в торговле авто.
«Уверен на 100% — эта торговая война будет прекращена. С введением утилизационного сбора по отношению к российским автомобилям Украина сохранила лицо и теперь не будет выглядеть просительницей, а равноправно предлагать взаимное неприменение этого налога», — пояснил глава ВААИД.