«Распространенным заблуждением является мнение о том, что в случае повреждения товара потенциальным покупателем в магазине, последний обязан выкупить у магазина этот товар. Такое мнение не совсем корректно. Предположим, вы зашли в продуктовый магазин, и проходя по торговому залу, случайно разбили (повредили) какой-либо товар. В таких случаях администрация магазина, в сопровождении охраны, как правило, требует от покупателя купить у магазина поврежденный товар.
Покупателю нужно понимать, что действительно ущерб, умышленно либо по неосторожности причиненный им магазину, возместить таки придется. Однако не стоит забывать о том, что этот процесс должен быть надлежащим образом оформлен.
Прежде всего, следует помнить о том, что согласно гражданскому законодательству договорные отношения имеют исключительно добровольный характер. То есть, никто не может быть принужден к заключению договора (в данном случае — договора купли-продажи товара) против его воли. Иными словами, администрация магазина не имеет права требовать от покупателя купить поврежденный им товар.
Но в то же время, магазин имеет право требовать от покупателя возмещения причиненного им ущерба в размере стоимости поврежденного товара. Это право гарантировано статьями 16 и 22 ГК Украины. Для того, чтобы магазин имел право претендовать на возмещение причиненного вреда, этот факт нарушения его прав необходимо надлежащим образом доказать. Для этого администрация магазина скорее всего составит акт о повреждении товара, в котором попросит покупателя поставить свою подпись. Этот акт будет составлять основу доказательной базы администрации магазина в дальнейшем судебном споре с покупателем.
В этой связи обязательно нужно помнить о том, что для того, чтобы в судебном порядке добиться возмещения ущерба, истцу (в дано случае — магазину) необходимо будет доказать наличие в действиях покупателя полного состава гражданского правонарушения, а именно: наличие реальных убытков магазина; противоправного поведения покупателя; вины покупателя; причинно-следственной связи между действиями покупателя и негативными последствиями в виде причинения вреда магазину.
Поэтому, в случае, если покупатель считает, что повреждение товара произошло не по его вине, а, скажем в связи с тем, что товар был ненадлежащим образом закреплен на полке, и прочие, то ни в коем случае не стоит соглашаться с претензиями магазина, а так же с предлагаемыми к подписанию актами и иными документами, которые в последствии могут усложнить его положение в суде.
Однако, одновременно с этим, не стоит так же забывать об общепринятом принципе гражданского процесса об обязательстве каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в качестве основания своих требований и возражений. Иными словами, если покупатель ссылается на то, что товар, например, был ненадлежащим образом закреплен на полке, то это обстоятельство необходимо будет надлежащим образом доказать. В таком случае, соответствующие замечания следует отобразить в акте о повреждении товара. При этом целесообразно заручиться подписями двоих понятых, которые в последствии смогут в суде дать свои показания в качестве свидетелей, и подтвердят невиновность покупателя.
Безусловно, в сложившейся ситуации результат разрешения спора будет зависеть от добросовестности каждой из сторон, однако в любом случае не стоить забывать о праве каждого отстаивать свои права и интересы, в любой незапрещенный законом способ».
Рубрику ведет Елена Куцая.