«Любые переговоры — это поиск компромисса. Но он не должен противоречить национальным интересам. А что означают эти российские предложения для Украины? Некоторые специалисты полагают, что на такие условия Украина могла бы согласиться лет пятнадцать назад, но не сейчас. Да, Украина получает границу. И Керчь-Еникальский канал будет в целом находиться на украинской части пролива. Но, во-первых, Россия получает в Керченском проливе право контроля над входом и выходом практически всех кораблей. И если соглашение 2003-го, позволявшее Москве блокировать вход в Азовское море военных кораблей третьих стран, давало россиянам ключ от канала и пролива, то, в случае принятия украинцами их предложений, Кремль получает в свою собственность саму «дверь», — пишет обозреватель.

Во-вторых, отмечает автор статьи, разграничение Азовского и Черного морей по российскому варианту означает для Украины фактически отказ от согласованного ранее принципа срединной линии. Для Киева это не только серьезные территориальные потери. Так, в районе линии границы в Черном море, предлагаемой украинской стороной, находится достаточно хорошо разведанная газоносная площадь Палласа. Россияне также не прочь разрабатывать это месторождение. Их вариант предусматривает, что граница будет отодвинута на две морские мили в сторону Украины. В таком случае украинские права на это месторождение становятся более сомнительными. А в условиях, когда Киев пытается уменьшить свою энергетическую зависимость от Москвы, потеря площади Палласа будет весьма ощутимым ударом для нашей страны.

«В-третьих, хотя будущая корпорация и будет называться „совместной украинско-российской“, но фактически она будет российской: россияне найдут тысячу лазеек, чтобы выдавить украинскую сторону из этого СП и самим собирать лоцманские сборы, не передавая их Киеву. Передача же прав по контролю за судоходством означает не только потерю значительной части лоцманских сборов для Керченского порта, но и ограничение суверенитета нашей страны над собственной территорией. Кроме того, если совместная корпорация отвечает за режим судоходства в Керчь-Еникальском канале, то за безопасность плавания в районе канала, в соответствии с международным правом, ответственность несет Украина», — говорится в статье.