«Обычно это происходит в конце года. Как правило, в четвертом квартале Министерство финансов старается закрыть все хвосты, выполнить все планы, поэтому начинается хаотичное перераспределение средств по бюджетным статьям. Поскольку ресурсов госбюджета не хватает, используются деньги местных бюджетов», — объясняет эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Нынешний год стал исключением, и проблемы начались уже с июля.

В связи с этим местные власти вынуждены самостоятельно решать финансовую проблему. В некоторых городах пытаются провести большинство платежей по незащищенным статья в третьем квартале, не дожидаясь возможного усугубления ситуации в конце года. Другие стараются изыскать средства хотя бы на самые срочные проекты, а по остальным решают вопросы с подрядчиками путем переговоров и личных договоренностей.


 

Реальных механизмов влияния на Кабмин у местных властей немного. Они могли бы повторить опыт 2008 года и подать на правительство в суд, однако делать это вряд ли кто-то будет — местные бюджеты очень сильно зависят от правительственных дотаций выравнивания и казначейских займов.

Поэтому, если кто-то из местных властей начнет критиковать политику Минфина, ему быстро перекроют финансирование, а в канун выборов могут навредить в политической плоскости.

По мнению аналитиков, основная причина, по которой Кабмин залез в карман к местным бюджетам, — это необходимость поддерживать анонсированный президентом курс на повышение социальных стандартов при том, что экономика фактически не растет. С учетом сложившихся обстоятельств у Кабмина не осталось других вариантов, кроме как воспользоваться ресурсом местных органов власти.