На 1 августа общий объем наличных средств составил 219,5 миллиарда гривен, из которых 217,9 миллиарда гривен номинированы в банкнотах — 2,6 миллиарда штук. При этом 201,5 миллиарда гривен обращается вне банковской системы. В центробанке пока не рассчитывают, что безналичные расчеты в ближайшее время распространятся на все платежи.

«Какая-то часть наличных, конечно, находится в тени, но большая доля обеспечивает насущные потребности населения»,— говорит Вера Рычаковская.

Участники рынка говорят, что основным фактором торможения развития безналичных расчетов остается недоверие населения к банковской системе. Украине еще предстоит длительная работа для того, чтобы достичь уровня безналичных расчетов на развитых финансовых рынках. Для сравнения, в США доля безналичных расчетов составляет около 90%, в Евросоюзе — 91%, Китае — 93,8%, Южной Корее — 97,8%. Согласно исследованию Government E-Payment Adoption Ranking, Украина заняла 60-е место по уровню развития электронных платежей среди 62 исследуемых стран в 2011 году, обогнав лишь Уганду и Нигерию.

Значительная доля наличного оборота объясняется популярностью нелегального трудоустройства граждан.

«Нужно учитывать, что у нас многие получают зарплату неофициально, в конвертах. В розничном товарообороте мимо касс проходит 200-250 млрд грн, которые непонятно откуда берутся и куда уходят»,— отмечает директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

Для развития безналичных расчетов в ближайшее время появятся новые стимулы. В июне Верховная рада приняла в первом чтении законопроект N10656, которым Нацбанку предоставляется право устанавливать лимиты для наличных расчетов населения. Банки поддержали эту инициативу, поскольку обслуживание наличных платежей обходится им дороже безналичных из-за необходимости оплачивать услуги инкассаторов, кассиров, содержать хранилища и сейфы.

В ближайшие дни ожидается принятие этого закона в целом. «От того, насколько эффективно банки внедрят в ежедневный обиход украинцев пластиковые карты, регламентировав оправданные ограничения на суммы наличных расчетов, зависит и процесс минимизации теневой экономики. Как известно, в тени на сегодняшний день, по разным подсчетам, обращается от 35% до 50% национального бизнеса,— говорит первый заместитель председателя правления Укргазбанка Станислав Шлапак.— Минимизация этой доли — едва ли не основная на сегодняшний день задача как исполнительной, так и законодательной власти. Но сам по себе показатель — менее 30% наличных средств — уже свидетельствует об определенных позитивных сдвигах в этом направлении».