Кабинет министров утвердил параметры строительства первого терминала сжиженного газа (LNG-терминала). Участвовать в проекте уже согласились десять компаний, названия которых в правительстве не раскрывают. В целом проект еще достаточно сырой — не определены маршруты поставок газа, как и основные его потребители. Чтобы план не провалился, эксперты советуют привлечь тяжелую артиллерию — представителей крупного бизнеса.
Разговоры о строительстве терминала на Черноморском побережье ведутся давно. Еще в декабре 2010 года было создано госпредприятие «Национальный проект LNG-терминал», которое должно координировать работу по проекту. Планировалось, что к 2014 году терминал сможет принимать 10 млрд. кубометров сжиженного газа.
В сентябре 2011 года испанская компания Socoin выиграла тендер на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства морского терминала. Утверждение ТЭО едва не застопорилось из-за замечаний министра экономического развития и торговли Петра Порошенко. Он сообщил, что попросил снять вопрос с рассмотрения, но в детали вдаваться не стал.
Однако глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив предупредил, что если решение по ТЭО не будет принято правительством в ближайшие дни, это нарушит договоренности с инвесторами и поставщиками сжиженного газа. И буквально через неделю появилось сообщение о подготовке инвестиционного конкурса.
По словам Касткива, реализация проекта обойдется в 846 млн. евро. При этом доля государства в акционерном капитале терминала составит лишь 25%, а финансирование — всего 7,5%. И даже эти средства привлекут в виде займа под госгарантии.
«Согласно утвержденной модели, государство получит 25%-й пакет участия в акционерном капитале, а фактически внесет только 7,5% деньгами, которые будут привлечены под государственные гарантии, — пояснил Каськив. — Это возвратные деньги, это не прямые расходы из бюджета, а средства, которые будут привлечены для того, чтобы государство сделало свой взнос в уставный капитал. За счет работы деньги будут возвращаться, и обслуживать этот заем».
Следует также учитывать и другие расходы. В интервью председатель Координационного совета национального проекта LNG-терминал Виталий Демьянюк сообщил, что у проекта есть еще и газотранспортная составляющая. Для того, чтобы танкеры-газовозы (их параметры указаны в ТЭО) могли подходить к терминалу и разгружаться, нужно реализовать морскую часть проекта: проложить канал к терминалу, создать разворотный круг, волнорез, который защищает акваторию и т.д.
Сам LNG-терминал мощностью приема 10 млрд. кубометров в год обойдется в 735 млн евро. Еще 121 млн евро будут потрачены на создание подводного канала для танкеров, а также 113 млн евро — на трубопровод для приема газа в украинскую ГТС.
Строительство терминала займет около четырех лет (49 месяцев), а стоимость его услуг после запуска — около $40 за тысячу кубометров.
Проект строительства в районе города Южный на Черноморском побережье Украины предусматривает его расположение рядом с нефтяным терминалом ПАО Укртранснафта и морским торговым портом «Южный».
Идеология проекта состоит не столько в дешевом газе, сколько в альтернативном источнике поставок, считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Но если представить, что Украине удастся договориться с Газпромом о снижении цен на газ, а сжиженный газ (СПГ) окажется дороже, могут возникнуть проблемы с реализацией проекта.
«На самом деле это серьезный риск не только для украинского правительства, но и для потенциального инвестора», — отмечает Марунич.
С другой стороны, указывает он, ведутся разговоры о том, что испанцы якобы заложили в ТЭО несколько устаревшие технологии по реализации проекта. Если это действительно так, утвержденный проект, возможно, придется просчитывать заново.
Что же касается возможных инвесторов, эксперт считает, что ими могли бы выступить украинские бизнесмены. Лучше не искать Morgan Stanley или Bank of New York, а пойти, например, к Фирташу и Ахметову, считает Марунич. Чтобы они, во-первых, забрали этот газ для своих хим- и метзаводов. А во-вторых, профинансировали проект.