Андрей Сидоренко
 

«Нарушение по вине банка сроков перечисления денежных средств клиенту (получателю) при осуществлении рассчетно — кассового обслуживания является ненадлежащим выполнением взятых на себя обязательств и влечет за собой последствия в виде:

— уплаты банком пени в размере 0,1% от просроченной суммы, но не более 10% просроченного платежа (если иное не предусмотрено договором);

— возмещения  вреда, причиненного просрочкой платежа.

Кроме того, в таких случаях есть основания требовать у банка перечисление просроченного платежа с учетом индекса инфляции, а также 3% годовых за все время просрочки (если иной размер процентов не установлен договором).

Насколько целесообразно требовать от банка уплаты пени, возмещения вреда (убытков), уплаты инфляционных издержек и 3% годовых, следует  определять в каждой конкретной ситуации в зависимости от следующих критериев:

— суммы просроченного платежа;

— периода просрочки;

— наличия и размера вреда (убытков) в связи с несвоевременным получением платежа.

При этом следует помнить, что в случае отказа банком уплатить указные выше суммы в добровольном порядке, что более чем вероятно, взыскание их в судебном порядке повлечет дополнительные материальные и организационные затраты, а также длительные (от нескольких месяцев до полутора и больше лет) судебные разбирательства.

Поэтому первым делом в подобных случаях следует получить консультацию у грамотного юриста относительно  размера и обоснованности  возможных требований к банку, особенно в части причиненного вреда (убытков), поскольку наличие  и размеры последних довольно сложно доказывать в судебных спорах. 

Если лицо придет к выводу о целесообразности требовать от банка возмещения указанных выше сумм, не лишним будет сначала обратиться к нему с претензией. Возможно, банк частично удовлетворит претензию, например, в части пени, что сэкономит издержки в случае продолжения спора в судебных инстанциях».

Рубрику ведет Елена Куцая