Зачем страховать грузы?

Страхование товаров при перевозке считается обычным делом в коммерческом мире. Коммерсанты заключают страховые контракты по перевозке груза чтобы:

  • обеспечить защиту от финансовых потерь, которые возникают из-за порчи груза, его кражи, поломки, повреждения, неприемки всей партии или части партии, ущерба, нанесенного во время транзитной перевозки;
  • обеспечить защиту от финансовых претензий, которые могут быть выдвинуты против владельца товара на борту судна, в случае декларированной общей аварии, когда самому товару ущерб не нанесен.

Необходимо объяснить точные значения самих терминов «частная авария» и «общая авария».

Частная авария означает, что урон был нанесен только товару или самому кораблю.

Общая авария означает потерю (выбрасывание груза за борт в случае аварии морского судна) и расходы, которые берут на себя добровольно во избежание полной потери судна и груза, находящегося на борту.

Вот примеры случаев, которые ведут к общей аварии: пожар на борту судна, погодные условия, в которых судно не может ориентироваться, выход из строя оборудования и, как следствие, потеря контроля над судном. Чтобы предотвратить полную потерю (гибель) корабля, его капитан должен обратиться за внешней помощью для буксировки судна в порт, где можно произвести ремонт. Все расходы, связанные с происшествием, понесут владелец судна и владельцы грузов, оказавшихся на его борту. Степень ответственности, которую несут последние, равняется стоимости груза, стоимости фактуры плюс фрахт.

Экспертную оценку дают специалисты, которые называются диспашерами (это специалисты по оценке убытков от общей аварии и их распределению между участниками рейса). Урегулирование проблем в случае общей аварии занимает несколько лет.

Для получения груза, прибывшего в конечный пункт назначения, необходимо представить перевозчикам или их представителям документы, которые называются «гарантиями на случай морской аварии», подписанные либо отгрузчиком, либо грузополучателем и замеренные подписями страховщиков. Согласно данной гарантии предполагается, что по первой просьбе будет произведена выплата сумм, указанных диспашером. Все дальнейшие переговоры происходят между диспашером и страховщиками. Перевозчики также могут запросить произвести немедленную выплату сумм по общей аварии, которая высчитывается как процент от стоимости товара в СИФ (ссылка на глоссарий). Когда отгрузчики или грузополучатели выплатили сумму денег по основной аварии, перевозчик выдает груз и «предварительную квитанцию», которая должна быть передана страховщикам для возмещения.

Что следует страховать

Стоимость, на которую страхуется груз, обычно исчисляется по следующей формуле:

Стоимость товара + фрахт и стоимость отгрузки + надбавка в 5-10 %.

Эта надбавка учитывается для покрытия административных расходов и роста цен, если товары поставляются по повторному заказу.

Виды рисков, которые следует учитывать при определении объема страховой ответственности, зависят от вида товара. Виды риска существенно различаются при перевозке, например, стекла, железных труб или автомобилей. Если покупатель оговорил для себя право на генеральный полис, в котором учитываются все обычные риски и особая ситуация, тогда любая перевозка товара, осуществляющая при этих условиях, будет максимально застрахована. Если страхование производится отдельно для каждого случая, тогда в заявке на страхование груза следует точно указать свои требования. Это могут быть любые риски, война, забастовка, общественные беспорядки.

Как производится страхование

Страхование производят через поставщиков в тех случаях, когда контракты заключены на условиях CIF (coast-insurance-freight) или CIP (Cost, Insurance paid to… — перевозка и страхование оплачены до…). При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает с распределением затрат между продавцом и покупателем получателем страхового возмещения по договору страхования, т.е. выгодоприобретателем, на условиях CIF или CIP является покупатель.

Единственным преимуществом этого метода является то, что он освобождает покупателя от необходимости оформлять страхование груза. К числу недостатков относится то, что каждый контракт по страхованию груза может осуществляться с разными страховыми компаниями, которые работают с тем или иным поставщиком, причем каждый раз могут варьироваться условия, сроки, сумма страховой премии, суммы оплаты за отчеты об инспекции, франшиза, связи с агентами, также варьируются процедуры возмещения по претензиям. Для каждой страховой компании грузополучатель является одним из многочисленных клиентов, на долю которого выпадает стандартное количество внимания. Это может привести к трудностям и невыплате страхового возмещения по требованию, если не соблюдены все условия, предусмотренные в полисе (неполная документация, несвоевременная подача требования о выплате страхового возмещения и т.д.)

Если поставщик/производитель становиться держателем генерального (общего) полиса, то в этом случае покупателю предлагают более низкие ставки страховой премии.