Ранее регистрация прав была прерогативой бюро технической инвентаризации (БТИ). С учетом новых функций, нотариусы превратятся в своего рода «единое окно» для операций с недвижимостью. Клиентам это только на руку, ведь больше не придется стоять в очередях в БТИ или искать людей, которые «помогут» быстро зарегистрировать недвижимость. «Хочется верить, что плата за нотариальные услуги не взлетит до небес, и закон действительно сможет упростить процедуру регистрации», — добавляет юрист.
Новшество существенно упрощает порядок и сроки проведения регистрации прав на недвижимость, соглашается Тимур Бондарев, управляющий партнер АО Arzinger. Теперь, после заверки сделки у нотариуса, этот же нотариус может зарегистрировать соответствующее право на недвижимость, что ранее находилось в исключительной компетенции БТИ. Это должно облегчить работу юристов при сопровождении сделок купли-продажи земли и недвижимости. Кроме того, извлечение из Госреестра сможет получить любое юридическое или физическое лицо на основании соответствующего заявления, что упростит процедуру проведения юридического аудита.
Нотариусам это нововведение, безусловно, добавит работы, при этом их ответственность будет усилена, говорит Тимур Бондарев. Регистрация прав у частного нотариуса будет проходить быстрее, но стоить дороже, чем регистрация прав в БТИ (сейчас) или у государственного регистратора (в будущем). Кроме того, согласно закону, обязательным становиться страхование гражданско-правовой ответственности нотариусов, затраты на которое в конечном итоге лягут на клиентов.
Сроки на регистрацию прав сокращены практически в три раза — с 14 до 5 рабочих ней. Регистрировать отягощения можно будет независимо от места нахождения недвижимого имущества, что может существенно упростить жизнь юристам банков. Также станет возможной подача документов для регистрации прав в электронной форме.
Пробелы закона
С принятием закона Государственный реестр прав не стал публичными, поскольку информацию из него могут получить только собственники недвижимости, их наследники и лица, имеющие права на недвижимость, отмечает Тимур Бондарев из Arzinger. Тем не менее, предоставление права публичного доступа к реестру ипотек является большим прогрессом. Закон может породить негласную конкуренцию за клиентов между нотариусами и государственными регистраторами.
К сожалению, закон не решает проблемы отсутствия публичного доступа к Госреестру. «Учитывая текущее состояние дел, мы не исключаем возможности махинаций с регистрацией прав на недвижимость с участием нотариусов», — говорит Бондарев.
По его словам, дополнительного урегулирования на уровне подзаконных актов требует норма о страховании ответственности нотариусов. Эффективное применение этой нормы на практике может стать проблемным ввиду особенностей рынка страхования в Украине, добавляет юрист.
Вне правового регулирования может остаться вопрос узаконивания перепланировок, добавляет Елена Фомина из ЮК «Нобили». «Функция по проведению инвентаризации объектов недвижимости оставлена за БТИ, а нотариуса не будет интересовать вопрос фактического состояния объекта и соблюдение строительно-технических норм в случае проведения перепланировки. А ведь от этого может зависеть безопасность не только хозяина объекта недвижимости», — говорит юрист.
Остается открытым и вопрос об отказе в проведении регистрации при подаче документов в электронном виде, так же как и добросовестность обработки электронных запросов.