День оплаты еще не наступил. Но все же разумно незадолго до того аккуратно напомнить клиенту о долге: «Проверил ли ваш бухгалтер, все ли у нас в порядке в выставленных счетах, включены ли мы в график платежей; мы готовим специальные условия скидок самым лояльным клиентам, и нам очень бы хотелось, чтобы вы туда попали» и т.д.
Первый день предусмотренного контрактом срока платежа можно переждать. Но ждать следует не более двух дней (если вы не реагируете, клиент может подумать: либо этот счет для вас не важен, либо у вас не налажен контроль за долгами, либо, наконец, вы так дорожите отношениями с ним, что подождете и еще полгода). Затем нужно звонить должнику. Например, с вопросом о том, кто отвечает за платеж.
Ваша задача на этом этапе — еще раз, но более настойчиво, напомнить о долге: «Мы ожидаем денег, проверьте, пожалуйста, наличие счета, актов сдачи-приемки». Ничто в мире так часто не теряется, как документы, по которым надо производить платежи. Причем это не сугубо российская, а общемировая проблема. Для вас важно добиться указания конкретного срока выплат. Ни в коем случае не соглашайтесь на посулы перевести деньги «при первой же возможности».
За день до окончания обозначенного клиентом срока оплаты сделайте контрольный звонок: «Какова судьба нашего платежа? Будьте добры, пришлите, пожалуйста, платежку с отметкой банка». На этом этапе имеет смысл посылать коротенькие вежливые факсы с напоминанием о том, что «два обещанных срока платежа уже прошли».