Конструкция атомных энергоблоков ЧАЭС предполагает наличие на каждом из них вентиляционной трубы. Это система, которая за счет перепада давления позволяет «подтягивать» воздух в помещение блоков, создавая нормальные условия для работы людей и эксплуатации оборудования.

Особенность разрушенного во время аварии 1986 г. четвертого, а также его «близнеца» — третьего реактора в том, что у них труба — одна на двоих. Именно ее мы видим на кадрах хроники, именно она возвышается над старым саркофагом, возведенным над разрушенным реактором. Труба функционирует нормально. Однако ее расположение мешает строить новый саркофаг. Потому, согласно плану строительства, было принято решение возвести рядом новую вентиляционную систему. Которая будет обслуживать третий неработающий блок и помещение четвертого.

Строительство новой трубы (объект НВТ-2) началось в 2011 г. Генеральным подрядчиком выступил консорциум «Атомстройэкспорт» (Россия) и «Укрэнергомонтаж» (Украина), который нанял подрядчиком строительства компанию «Укрбудмонтаж». По имеющимся данным, руководит обеими украинскими компаниями и является их владельцем Максим Микитась, президент государственной корпорации «Укрбуд».

Цена строительства трубы составила всего $10 млн — незначительная сумма по сравнению со стоимостью строящегося рядом нового саркофага в $1 млрд. Деньги освоили достаточно быстро: уже в ноябре 2011 г. «Укрбудмонтаж» объявила на своем сайте о завершении строительства. В сентябре-октябре должно начаться переключение третьего энергоблока на новую трубу, а затем — и демонтаж старой.

Однако уже через полгода, во время очередной инспекции группы управления проектом обнаружилось, что вентиляционная труба держится едва ли не на честном слове. В распоряжение издания попали фотографии, которые демонстрируют повреждения и недоработки, которые выявили проверяющие в ходе обследования башни. Это трещины на стыках длинной 15-20 см, десятки пропущенных отверстий, где должны были быть закреплены болты, неплотная сварка, а также многочисленные коррозионные «пятна». В некоторых местах соединений фактически уже нет. Судя по датам на некоторых фотографиях, съемка проводилась совсем недавно — 13 июля 2012 г.

На правах анонимности один из членов группы по управлению проектом согласился рассказать, что произошло. По его словам, есть как минимум две возможных причины, по которым новая вентиляционная башня уже покрыта трещинами и недоработками. Первая — это недофинансирование от заказчика — Европейского банка реконструкции и развития, который координирует все финансовые потоки от мировой общественности, направляемые на консервацию ЧАЭС. Это версия слабая, утверждает наш собеседник, поскольку проект новой вентиляционной трубы, разработанный институтом Киевэнергопроект, был «пробюджетирован» из расчета на качественные материалы и нормальный уровень оплаты труда.

Отсюда вторая — более вероятная причина: некачественные материалы, сварка, антикоррозионное покрытие, экономия на специалистах. Вероятность такого развития событий более высока, поскольку на таком объекте как вентиляционная труба на энергоблоке априори не может быть организован должный уровень контроля со стороны заказчика. «Конечно, они издалека фиксировали, что вот, собран первый уровень, второй, вот идут сварочные работы. Но на саму башню европейские инспекторы, скорее всего, не лазили из-за высокого уровня радиации», - отмечает наш собеседник.

Правоохранительные органы пока не занялись проблемой, поскольку и чиновники МЧС, и администрация станции не хотят выступать инициаторами такой информации, боясь оказаться крайними и понести солидарную ответственность со строителями.

 

Новая вентиляционная труба должна простоять на ЧАЭС ровно столько, сколько будет существовать новый саркофаг, то есть около 100 лет. Однако при том состоянии стыков и креплений, а также при том количестве коррозионных «пятен», которое зафиксировали инспекторы в средине июля, специалисты дают конструкции максимум два-три года (это притом, что построена она всего полгода назад).

Сценариев дальнейшего развития событий два. В лучшем случае сооружение из-за увеличивающихся трещин и коррозии деформируется, и башня выйдет из строя. При этом третий и четвертый энергоблоки потеряют систему вентиляции. В этой ситуации будут нарушены условия эксплуатации оборудования, людям вход в здание будет закрыт, а радиация начнет «расползаться» по округе. В худшем случае, башня рухнет на новый саркофаг, похоронив под собой десятилетнюю работу международных инвесторов и строительных компаний. 80-тонная конструкция не просто прогнет арки, она способна пробить в саркофаге дыру, достаточную для посадки туда вертолета.