В Украине в ближайшее время может быть открыто представительство Государственного банка развития Китая. С таким предложением обратился украинский премьер Николай Азаров к побывавшему на этой неделе с визитом в Киеве зампредседателя правления китайского банка Ли Цзипиню. Китай вскоре может стать крупнейшим кредитным партнером Украины. На сегодня уже утверждены два проекта на общую сумму свыше 6,6 млрд долларов.

Как писала НГ, в начале июля пропрезидентское большинство в Верховной Раде утвердило планы правительства по привлечению 3 млрд долларов кредита на развитие сельского хозяйства. Речь шла о проекте строительства завода по производству средств защиты растений, закупке сельскохозяйственной техники и семян.

Предполагалось, что за кредитные средства украинская сторона закупит в Китае технологии и оборудование, а также оплатит работу китайских специалистов.

Плохо то, что львиная доля средств, как и в сельскохозяйственном секторе, пойдет на оплату технологий, товаров и услуг из Китая. Украинская сторона получит в лучшем случае 10-15% от выделенного кредита.

В конце июля Верховная Рада, собравшись на внеочередное заседание, отменила свое прежнее решение. Но, как выяснилось теперь, это голосование было техническим: от кредита не отказались, а отмена была связана с увеличением почти в четыре раза украинских госгарантий по нему. Кроме того, депутаты согласились на вторую кредитную линию, также обеспеченную госгарантиями, на сумму 3,65 млрд долларов. Эти средства могут быть выделены Государственным банком развития Китая для проектов замены в украинской тепловой энергетике газа углем. Предполагается, что уже в этом году стартуют пять пилотных проектов в трех украинских регионах. «Для нас вопрос замещения дорогого импортного газа углем — это стратегический вопрос. Мы заинтересованы в китайских технологиях газификации угля до водоугольного топлива», — заявил Азаров.

«Плохо то, что львиная доля средств, как и в сельскохозяйственном секторе, пойдет на оплату технологий, товаров и услуг из Китая. Украинская сторона получит в лучшем случае 10-15% от выделенного кредита», — сказал НГ источник, близкий к правительству. Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук пояснил, что смысл проекта заключается в закупке технологий, которыми Украина не располагает: «Методом нагревания пластов угля будут получать газ метан, сжигание которого в специальных установках обеспечит энергией тепловые электростанции. Экономия газа на первом этапе составит 3 миллиарда кубометров в год, а затем может увеличиться до 6 миллиардов кубометров». Это даже сейчас, когда Украина сократила до минимума объем покупки российского газа, составляет только десятую долю поставок. Эксперт отметил, что за счет кредитных средств будут реализовываться одновременно два направления работ — замена оборудования на тепловых станциях и создание установок для газификации угля.

Методом нагревания пластов угля будут получать газ метан, сжигание которого в специальных установках обеспечит энергией тепловые электростанции. Экономия газа на первом этапе составит 3 миллиарда кубометров в год, а затем может увеличиться до 6 миллиардов кубометров.

Корольчук напомнил, что украинская сторона объявила о приватизации предприятий теплоэнергетики: «От новых собственников требуют внедрить технологии, позволяющие отказаться от газа. Но ведь вряд ли можно обязать владельца закупать именно китайское оборудование». Близкий к правительству источник НГ предположил, что выходом из ситуации могла бы стать покупка китайскими компаниями украинских ТЭЦ, однако отметил, что ничего не слышал о такой заинтересованности. «Говорят, что китайцы в первую очередь хотят получить доступ к украинским черноземам, но у нас пока нет рынка земли. А когда будет — иностранцам запретят покупать землю. Но они ведь могут купить какое-то предприятие, уже имеющее право долгосрочной аренды на землю», — отметил он.

Премьер-министр Украины Азаров в ходе встречи с представителем Государственного банка развития Китая отметил, что китайские кредитные линии уже превышают по объему суммарный годовой кредит Украине от Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка. «Если мы с вами говорим о долгосрочном сотрудничестве, то продумайте вопрос открытия у нас своего представительства», — предложил он. Ранее источники НГ сообщали, что на финишном этапе находится разработка шести крупных украинско-китайских проектов. Кроме сельского хозяйства и энергетики речь идет о сотрудничестве в сферах транспорта и строительства дорог и т.п.

В первом приближении эти проекты обсуждались год тому назад, когда в Киеве побывал китайский лидер Ху Цзиньтао, предложивший украинской власти кредиты и инвестиции. После этого в Киеве заговорили о возможности в течение трех лет увеличить объем украинско-китайского товарооборота в два раза — с 10 до 20 млрд долларов ежегодно. В окончательном варианте планы могут быть согласованы к началу запланированного на ноябрь с.г. ответного визита Виктора Януковича в Пекин.

Говорят, что китайцы в первую очередь хотят получить доступ к украинским черноземам, но у нас пока нет рынка земли. А когда будет -иностранцам запретят покупать землю. Но они ведь могут купить какое-то предприятие, уже имеющее право долгосрочной аренды на землю.

Хотя скептики в Киеве говорят об экономической экспансии Китая, министр иностранных дел Константин Грищенко придерживается иного мнения. Еще в марте в статье для еженедельника Зеркало недели он отметил: «Две вещи, поразившие меня при поездках в КНР в последние годы. Первая — осведомленность китайской стороны, ее понимание непростых реалий украинской политической жизни. То есть отсутствие у нас артикулированной политики относительно Китая не привело к тому, что Украина исчезла с карты китайских интересов. И вторая вещь — заинтересованность в Украине. Она в КНР не менее выражена и масштабна, чем у нас. Очевидно, что у Украины есть потенциал инвестиционного эльдорадо. Убежден: приход в Украину китайского инвестиционного капитала — дело позитивное».

Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что инвестиции придут вслед за китайскими кредитами. В сложной экономической ситуации, в которой находится Украина, отрезанная от кредитов МВФ, китайские деньги могут стать спасением, полагает он. «В любом случае это диверсификация рисков, уменьшение зависимости от одного партнера. К тому же Китай в отличие, например, от МВФ не выдвигает нам невыполнимых требований. Они настроены на прагматичное сотрудничество, что выгодно обеим сторонам», — сказал Бондаренко НГ.