«Логично предположить, что после принятия этого решения и без того непростые отношения нашего государства и российского »Газпрома« могут снова усложниться, что повлечет за собой повышение цены на и без того недешевый российский газ. Вопрос в том, кто в конечном итоге выиграет больше: Украина от Dragon Capital Денис Саква также считает, что немедленного изменения отношений с »Газпромом« ожидать вряд ли стоит. »Окончание первой очереди строительства ожидается не ранее 2016 года, а, значит, снижение закупок газа будет не раньше 2017 г., а выход на полную мощность — в 2018 г., что уже близко к срокам завершения действия контракта 2009 года", — говорит Саква.
Для экспертов одним из главных вопросов относительно проекта терминала для поставок сжиженного газа в Украину остается его финансирование. По словам Каськива, доля государства в акционерном капитале СПГ-терминала составит 25%, при этом финансирование со стороны Украины составит всего 7,5%, которые будут привлечены в виде займа под государственные гарантии. Вопрос же об инвестировании со стороны частных компаний остается открытым.
Саква пока не видит прозрачной политики государства по отношению к частному инвестору.
«С финансированием проекта пока не все понятно. Если государство даст гарантии на все 70% стоимости проекта, который будет финансироваться за счет заемных средств, то доля государства должна быть больше, а не пропорциональна доле собственного капитала вкладчиков», — говорит эксперт. Также он придерживается мнения, что часть денег на проект, полученная через платежи украинских граждан, должна считаться частью государственных вложений в терминал. «Кроме того, за счет потребителей (через тарифы Укртрансгаза) будет профинансировано строительство подводных газопроводов, — эта часть также должна учитываться, как вклад государства в проект», — говорит старший аналитик Dragon Capital.
Дмитрий Марунич же видит ситуацию иначе. По его мнению, государство не в состоянии профинансировать этот проект, и должно найти инвестора для финансирования большей части постройки.
«Но будет очень сложно убедить инвестора, что нужно вкладывать деньги в этот проект без реальных гарантий того, что они будут возвращены. За счет чего собираются возвращать инвестиции? Вероятно, высокого тарифа газификации. Кроме влияния на цену для потребителя, такой тариф может повлиять на привлекательность самого транспортного маршрута», — говорит директор Института энергетических исследований. Однако он акцентирует внимание, что не только постройка самого терминала, а и организация инфраструктуры для транспорта газа потребует от Украины немалых вложений. «Необходимо будет еще провести ряд других действий — постройку газопровода, дноуглубительные работы, обустройство береговой линии, которые потребуют от государства вложений еще порядка 2 млрд грн», — резюмирует эксперт.
В то же время, для покрытия нужд населения, Украине пока хватает собственного добытого газа, что позволяет говорить о минимальном влиянии стоимости строительства СПГ-терминала на поставки «голубого топлива» гражданам. Однако остается еще фактор цены, которую выставит «Газпром» на следующий год, и не последнее влияние в этом вопросе может оказать результат выборов в Верховную Раду, которые пройдут этой осенью. С одной стороны, правительство с Международным валютным фондом. Ведь для МВФ важно видеть, во что они вкладывают свои деньги и как они могут возвратиться. Поэтому, по мнению эксперта, стоит ожидать постепенного выравнивания рыночных цен на газ внутри государства, что спровоцирует скачок цен для украинцев.
Что касается европейского рынка, эксперты считают, что влияние проекта терминала будет на него минимальным. «Снижение спроса на российский газ со стороны Украины, возможно, подвигнет »Газпром« к сокращению разрыва между европейским спотовым рынком и рынком долгосрочных контрактов», — резюмирует Денис Саква.