Раздутый пузырь на рынке недвижимости обвалил цены всего на 50%.Повторить судьбу Форума могут и многие другие банки с иностранным капиталом. По неофициальной информации, на продажу выставлены буквально все финансовые учреждения, не считая российских банков. Официально, конечно, никто ничего не продает. Но представьте, как упадут цены на оставшихся «иностранцев», если выяснится, что все они в очереди на выход. Крупные клиенты наверняка предпочтут перестраховаться и уйти на обслуживание в другой банк.
Отчего же иностранцы бегут? Есть как минимум две причины, по которым Украина больше не интересует западноевропейские финансовые группы.
Первая — невозможно привлекать дешевые ресурсы «там», чтобы дорого кредитовать «здесь». Валютное кредитование запрещено и к тому же обходится слишком дорого.
Теоретически запрет можно обойти — с помощью свопов завести ресурсы в страну. Но где же их взять? Некоторые европейские страны привлекают ресурсы дороже, чем украинские банки у населения. Например, две недели назад доходность по десятилетним облигациям Испании доходила до 7,57%. В свое время после такого же роста Греция уже молила о помощи. Для сравнения: ставка по годовым депозитам в евро в Райффайзен Банке Аваль — 2,1%, УкрСиббанке — 2,7%, Unicredit Bank — 4%. И если уж испанскому правительству дают деньги с опаской, то едва ли доверие к украинским заемщикам может быть выше, даже если это дочерние финучреждения.
Удивительно, но закрытие «дочек» в Украине совершенно не означает, что также поступят в других странах восточноевропейского региона. Например, никто из западных финансовых групп не собирается уходить из Венгрии. Хотя по всем экономическим показателям наши соседи находятся в худшем положении, чем Украина. Госдолг страны превышает 80% ВВП, а ее экономика может упасть на 1% по итогам года. Чтобы избежать кризиса, Венгрия рассчитывает в сентябре получить финансовую помощь от МВФ.
Справедливости ради следует отметить, что те же немцы стремительно сокращают свою кредитную активность на проблемных европейских рынках.Такая «несправедливость» может объясняться тем, что в случае развития рецессии в ЕС Украине станет еще хуже, чем Венгрии или другим европейским странам. И это вторая причина бегства иностранцев. В 2008-м они проспали «момент истины» и теперь не собираются повторять ошибки.
Справедливости ради следует отметить, что те же немцы стремительно сокращают свою кредитную активность на проблемных европейских рынках. По данным Morgan Stanley, за январь-май 2012 года немецкие банки сократили кредитные портфели в Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии на EUR55 млрд. Причем в последние месяцы этот процесс только ускорился. В Италии объем кредитов, выданных немецкими банками, сократился на 25%, тогда как за весь прошлый год — на 7%. И тем не менее о закрытии «дочек» речь не идет. А значит, в долгосрочной перспективе эти страны выглядят предпочтительнее, чем Украина.
Ахиллесова пята нашей экономики — совершенно неразвитый внутренний рынок, что повышает зависимость от внешних шоков. В случае очередных кризисных явлений банки снова получат массовые невозвраты кредитов с последующим списанием их в убыток. Уже сейчас заметно существенное замедление украинской экономики. Более чем 5%-ный рост ВВП в 2011 году в лучшем случае сократится вдвое. В худшем окажется близким к нулю.
Сменить акцент с внешних рынков на внутренний никак не получается. Все намерения властей быстро провести экономические реформы после кризиса 2008-го традиционно оказались избирательной риторикой. И если им годами не удается договориться с МВФ, то о каких преобразованиях можно говорить. Можно как угодно долго на каждом заседании Кабмина твердить о необходимости стимулирования спроса со стороны украинских потребителей. Только обещать не значит жениться.
При нынешнем состоянии экономики нужны банки двух типов. Первый — для социальных выплат. Второй — для обслуживания ФПГ. Увы, зарубежные «дочки» для этих ролей не подходят.
Однажды на встрече с иностранными инвесторами премьер-министр Николай Азаров спросил у присутствующих, кто за время работы в Украине получил убыток. Смельчаков, к радости премьера, не нашлось, что позволило ему сделать вывод о благоприятном инвестклимате в стране. Реальность, увы, выглядит иначе.