"Никто так серьезно не воспринял этот документ, если президент не анонсировал предстоящую реформу, в частности, публично не поддержал одну из самых рискованных его идей — введение налога с оборота", — рассказал в интервью депутат от Партии регионов, адвокат Рината Ахметова Юрий Воропаев.
Налог с оборота, как главный элемент будущей налоговой реформы, пытались внедрить много правительств. Идею муссировали, обрабатывали, однако после откладывали «на потом» из-за невозможности предложить правильный механизм администрирования этого налога в украинских условиях.
В мировой практике налог с оборота вводился властями как замена сложного в администрировании, а главное — в возмещении, налога на добавленную стоимость (НДС).
Новый налог будут платить покупатели, покупая любой товар или услугу, и это, по мнению инициаторов идеи, упростит систему налогообложения для бизнеса.В предложенном законопроекте авторы идеи предлагают сохранить НДС, который будет действовать на пару с налогом с оборота. А именно: предлагают снизить 20%-ю ставку НДС до 7-12% — ставка будет снижаться постепенно, а налог с оборота ввести в качестве компенсатора на уровне 2-2,5%.
Новый налог будут платить покупатели, покупая любой товар или услугу, и это, по мнению инициаторов идеи, упростит систему налогообложения для бизнеса. При этом как раз, понятно не до конца.
По мнению экспертов Европейской бизнес ассоциации, введение налога с оборота в представленном варианте противоречит главной цели реформы: устранение диспропорций в экономике и создание условий для развития отечественного производства.
А предложенные изменения повлекут за собой ряд негативных последствий.
Во-первых, введение такой формулы налогообложения — новый налог плюс бывший НДС с уменьшенной ставкой — будет стимулировать развитие секторов с короткой цепочкой производства, а именно сырьевых товаров.
Это в свою очередь будет стимулировать дальнейшему развитию сырьевых секторов и сделает экономику страны еще более зависимой от внешней конъюнктуры.
При этом, как подчеркивают в ЕБА, для некоторых секторов с высоким оборотом и низкой нормой прибыли предложенные изменения могут стать существенной нагрузкой, который сделает их бизнес убыточным.
Яркий секторальный пример — торговля, в структуре украинского ВВП занимает существенную часть.
Действие дифференцированных ставок НДС может привести к увеличению внешне-торгового дефицита и противодействовать импортозамещения.По предварительным подсчетам ЕБА, введение налога с оборота с одновременным снижением ставки НДС до 7% при неизменных ценах на продукты пищевого производства делает розничную торговлю невыгодной.
«Доходность секторов торговли, которые находятся в конце производственно-распределительного цепочки, сегодня очень маленькая. Однако предложенные изменения делают этот бизнес убыточен из-за увеличения налоговой нагрузки почти втрое», — убеждают в ЕБА.
Не поддерживает предложенную концепцию реформы и экс-министр экономики, депутат от БЮТ Сергей Терехин. По его прогнозам, инициатива фискалов, если она будет реализована, увеличит фискальное давление на потребителя.
«Налог с оборота собирается на определенном из этапов продажи продукции. Вот изготовили руду и при продаже нужно заплатить этот налог. Из руды делают металл, а значит при продаже металла снова необходимо уплатить налог. Налогоплательщиком каждый раз есть потребители, есть — мы» , — говорит Терехин.
По мнению президента Союза налоговых консультантов Украины Леонида Рубаненко, предложенная Министерством финансов формула налога с оборота будет стимулировать импорт, при любых других условиях будет дешевле, чем такие точно товары, произведенные отечественными производителями.
Отчасти это влияние можно компенсировать более высокой ставки НДС на импортные товары, что вряд ли понравится ВТО. Таким образом, по прогнозам Рубаненко, действие дифференцированных ставок НДС может привести к увеличению внешне-торгового дефицита и противодействовать импортозамещения.
По мнению члена совета Союза аудиторов Украины и общественных советов при Государственной налоговой службе и Министерстве финансов Украины Татьяны Зацерковной, прежде чем вводить новый налог правительству следует отменить НДС или налог на прибыль.
«Ведь действующий налог на прибыль и налог с оборота имеют одинаковый предмет налогообложения, а зачем платить дважды?» — Говорит Зацерковная, подчеркивая, что одновременное взимание НДС и налога с оборота не улучшит позиции Украины в мировых рейтингах ведения бизнеса.
По количеству налогов Украина в рейтинге Всемирного банка Doing Business в течение 2011-2012 годов занимает 181 место из 183 стран. Зацерковная также напоминает, что большинство стран мира — не только страны ЕС, но и такие страны как Беларусь и Китай — отказались от взимания этого налога.
«Из других, не менее рискованных инициатив этого законопроекта, на которые стоит обратить внимание — идея внедрить трех-процентный взнос в Пенсионный фонд от покупки валюты по операции импорта», — говорит Воропаев.
В Украине подобный вклад с операций импорта уже существовал как временный инструмент дополнительного финансирования своевременных пенсионных выплат. Сбор упразднили в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом — фонд фактически заставил правительство ликвидировать этот взнос.
По количеству налогов Украина в рейтинге Всемирного банка Doing Business в течение 2011-2012 годов занимает 181 место из 183 стран.По мнению экспертов, опрошенных, внедрение дополнительной нагрузки на покупку валюты по операциям импорта может привести к росту стоимости каждой такой операции, а в итоге негативно повлиять на потоки компаний и привести к росту производственных затрат.
В конечном итоге эта инициатива приведет к росту цен на товары для конечного потребителя на украинском рынке.
Если законопроект поддержит Кабинет министров, этот документ будет вынесен в парламент на первую осеннюю сессию с тем, чтобы за него проголосовали и успели внедрить в проекте госбюджета-2013. А новации могут вступить в силу уже с начала следующего года.