Советы родителям: создайте банк школьных ситуаций и придумайте сказку о дружбе.
До 1 сентября осталось чуть меньше месяца. Времени хоть и немного, однако, несмотря на это, остаток августа все же можно провести с пользой для будущих первоклассников. О том, что нужно сделать родителям, чтобы поход в школу прошел безсучка и задоринки и как подготовить малыша к школьным будням, рассказали нам детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA Ирина Колесник, а также детский и подростковый психолог Виктория Ермошина.
О ШКОЛЕ ОТ «А» ДО «Я»
Одно из самых первых заданий для родителей — сделать все возможное, чтобы их малыш как можно больше узнал о том, что его ждет в школе, чтобы он чувствовал себя увереннее. Лучше всего это делать играя. Поэтому пусть игрушки вашего первоклашки станут учениками, а вы — учительницей (к слову, обязательно дайте потом вашему малышу примерить роль педагога). Во время игры научите ребенка главным правилам поведения в школе. Впрочем, можно и усложнить игру. Пусть, например, игрушка-сосед по парте вашего малыша забудет дома ручку, а другая будет не знать, как пройти в школьный буфет, или же — одна игрушка-ученик обидит другую. В общем, смоделируйте как можно больше ситуаций, которые могут произойти в школе. После этого предложите вашему малышу помочь игрушечному ученику найти выход из каждой из них. Соль метода очевидна: когда ваш малыш окажется в той или иной ситуации, ему будет легче справиться с ней, потому что у него уже будет в голове готовая модель, как действовать, ведь он дома уже играл в это. Также благодаря игре он будет понимать, что все дети в классе — разные, и у каждого могут быть свои особенности в поведении.
КУРС — НА ПОЗИТИВ
Родители должны сделать все, чтобы сформировать позитивный образ школы в голове первоклассника.
ГРУППА ПОДДЕРЖКИ. Для этого разверните целую рекламную кампанию в поддержку школы. Лучше всего будет, если обо всех плюсах школы вашему ребенку расскажет другой ребенок, который год назад стал школьником и ему это нравится. Ведь его объяснения, почему школа — это здорово, будут гораздо понятнее и ближе малышу. Грубо говоря: вкусные булочки в школьном буфете и веселые игры на переменке — аргумент гораздо более сильный, чем ваши слова о том, как малышу будет интересно на математике. Поэтому по возможности организуйте вашему первоклашке больше таких встреч с «группой поддержки».
МАЛЫШ-СИЛАЧ. Речь идет о моральной подготовке будущего первоклашки. Родителям нужно показать, что у него все получится в школе и что он многое может. Например, полистайте вместе с ним его же тетрадки и в процессе обратите внимание на то, насколько лучше у него стало получаться писать те же буквы. Конечно же, если это правда. Если же малыш хорошо рисует, то расскажите, что вам нравится в его работах. Похвалите его. Однако хвалите правильно: не за результат, а за приложенные усилия. Так малыш поймет, что родители ждут от него не только результатов, но поддерживают и сам процес обучения.
МАЛЫШ ИЩЕТ ДРУЗЕЙ
Многие первоклашки боятся, что не смогут в школе завести друзей. Задача родителей — помочь им научиться делать это.
СКАЗКА — В ПОМОЩЬ
Поможет малышу найти друзей … сказка, сочиненная им вместе с мамой. Пусть главный герой, например, маленький котенок или медвежонок, на протяжении всей сказки ищет себе друзей и учится дружить с ними. При этом придумывать сказку нужно по очереди: один эпизод придумывает мама, другой — малыш. Так, с помощью мамы, которая будет аккуратно направлять фантазию малыша, он будет описывать, например, с какими трудностями сталкивается главный герой и как преодолевает их, придумывать различные ситуации, в которых можно познакомиться с другом, как проявлять себя с лучшей стороны в дружбе и т.д.
КТО ТЫ?
Еще один вариант: соберите всех знакомых деток вашего малыша у себя дома или же просто на детской площадке. Пусть притворятся, что не знают друг друга. Затем — предложите им познакомиться, задавая вопросы, на которые они должны по очереди отвечать. Например, какой у кого любимый фрукт, мультфильм или цвет, кто и что больше всего любит делать, во что играть и т.д. К слову, чтобы сделать эту игру более интересной для детей, можно в случае совпадения ответов предлагать «близнецам» по интересам похлопать в ладоши или попрыгать. Также после того, как все вопросы закончатся, можно разбить деток на пары и предложить им рассказать, что они знают о своем новом друге. Так, отвечая на вопросы, описывая другого ребенка, каждый из них научится навыкам презентации.
ВПЕРЕД, ВО «ВЗРОСЛУЮ» ЖИЗНЬ!
Очередная задача для родителей — подготовить малыша ко «взрослой» жизни. Для этого, например, в его комнате должна появиться рабочая зона с письменным столом, стулом, полкой для книг и т.д. Однако рядом с ней обязательно (!) должна сохраниться игровая зона, в которой малыш сможет выйти из новой роли ученика и расслабиться.
КАЖДОМУ — ПО ОБЯЗАННОСТИ
Также пусть у малыша перед школой появится несложная домашняя обязанность. Например, регулярно кормить домашнее животное или помогать сервировать стол. Все это нужно для того, чтобы, во-первых, малыш приучался к тому, что отныне у него появится своя зона ответственности, а, во-вторых, помогая, он будет чувствовать собственную значимость. За счет этого вырастет его уверенность в себе.
МАМА-НЕВИДИМКА
Многим первоклашкам довольно сложно свыкнуться с тем, что они, пойдя в школу, больше не будут целый день проводить с мамой, как раньше. Поэтому самое время потихоньку отучать малыша от ее постоянного присутствия. Например, если он спокойно играет или что-то делает в своей комнате, не стоит каждый раз, когда у вас появилась свободная минута, идти к нему и включаться в игру или же помогать ему, когда он не просит об этом. Оставьте ребенку больше личного пространства — пусть становится более самостоятельным. Однако если он попросит вас о помощи, конечно же, помогите ему.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ
Также перед школой психологи советуют родителям поиграть с ребенком в игры, связанные с выражением эмоций. Например, пусть мама изображает ту или иную эмоцию, а ребенок пусть угадывает, что это — радость, восторг, грусть или гнев. Затем — наоборот. Можно и усложнить задачу. Давайте малышу такие задания: например, пусть изобразит человека, который съел кислый лимон, испуганного мальчика или девочку, убегающих от собак, ученика, получившего хорошую отметку, сердитого прохожего и т.д. При этом еще можно просить ребенка проговаривать то, что чувствует тот, кого он изображает. Благодаря таким играм он будет учиться осмысливать свои чувства, лучше выражать их родителям и другим людям, а также разбираться в настроениях и чувствах, например, тех же одноклассников или школьной учительницы. Очень полезные навыки для школы.
Источник