Все больше украинских банков дают клиентам возможность воспользоваться дистанционной системой управления и контроля за счетами через интернет: крупные учреждения уже давно включили интернет-банкинг (ИБ) в перечень своих услуг, активно осваивают эту сферу малые банки. Как говорят эксперты, сейчас ИБ практикуют около 30 финучреждений, но украинцы привыкают к нему достаточно медленно.
«При значительной емкости рынка услугой пользуется меньше 3% клиентов. Причем половина из них — это сотрудники банка и корпоративные клиенты, которым фактически навязали данный сервис с бесплатным подключением», — поясняет нам финансовый эксперт Игорь Шевченко. Дело в том, что, на первый взгляд, простейший в использовании высокотехнологичный продукт скрывает множество подводных камней, которые стоят на пути его быстрого продвижения в массы.
По мнению специалистов, основная причина — довольно сложный интерфейс, который, несмотря на все попытки упрощения, по-прежнему отпугивает новичков. Некоторые банкиры пытаются с этим бороться, предлагая пройти бесплатный обучающий курс в режиме онлайн.
Однако это в любом случае не избавит вас от необходимости посещения отделения банка, где вас попросят заключить отдельный договор, на что, скорее всего, уйдет больше одного дня. На этом этапе закончатся мытарства для тех, кто намерен только контролировать движение средств на счете, но не управлять ими. В противном случае вам, с большой вероятностью, придется дополнительно заплатить за ключи доступа к следующему уровню безопасности (электронная цифровая подпись или генератор паролей обойдутся в среднем от 100 до 300 грн, а одноразовые пароли на мобильный присылают бесплатно).Читайте также: Банковский форум
Еще один важный нюанс: доступ к финансовому порталу (так в банках называют систему ИБ) имеют только клиенты банка, то есть открыть банковский счет нужно предварительно, а не после или одновременно с оформлением услуги. Все эти действия и затраты на обслуживание, о которых мы подробно расскажем в следующий раз, в совокупности утяжеляют систему интернет-банкинга, которая по многим статьям проигрывает альтернативным платежным системам, считают специалисты.
«Клиентская ценность продукта для пользователей пока не сформировалась: возможность экономить — не столь существенна, чтобы в полной мере компенсировать недостатки в освоении системы ИБ. Ею пользуются по большей части люди, которым необходим постоянный доступ к своим счетам и которые хотят все время «быть в теме». У них, как правило, серьезные кредиты и депозиты, а их деятельность напрямую связана с банковским обслуживанием», — говорит Шевченко.
Набор стандартных услуг в интернете у большинства банков примерно одинаков: проверка состояния любых счетов и выписок по ним, перечисление денег между счетами и по Украине, открытие новых счетов и депозитов, заказ платежных карт, погашение кредитов, оплата коммунальных услуг, пополнение счета мобильного телефона. Вариативная часть и навороты немногочисленны — они утяжеляют интерфейс и дорого обходятся компании.
«Каждая дополнительная услуга — еще одна серьезная статья расхода для банка, поскольку за внедрением новой функции стоит целый технологический цикл. Поэтому коммерсанты внедряют только наиболее прибыльные и пользующиеся большим спросом фишки. Одно из таких новшеств — возможность установить овердрафт (кредитный лимит) на электронную карту», — рассказывает Игорь Шевченко.