В украинских условиях гарантированные государством кредиты — это способ кредитования, когда деньги берут одни, а возвращать приходится другим

Изменениями в бюджет установлен рекорд по госгарантиям, отмечает глава Украинского фонда поддержки реформ, экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Изменениями в закон о госбюджете на текущий год объем госгарантий увеличен более чем в четыре раза (до 68,8 млрд грн), констатировал Пинзеник. При этом экономист отметил, что это рекордная сумма, которая когда-либо утверждалась в украинском бюджете. «При условии предоставления таких гарантий при нынешней тенденции выполнения бюджета госдолг Украины (прямой и гарантированный) в этом году может вплотную приблизиться к 600 млрд грн и превысить 40% ВВП», — считает эксперт.

Пинзеник отметил, что в украинских реалиях гарантированный долг можно считать дефицитом бюджета, потому что он быстро становится прямым государственным долгом. «В наших условиях гарантированные государством кредиты — это способ кредитования, когда деньги берут одни, а возвращать приходится другим. Трудно надеяться на другую ситуацию, когда коммерческие риски берет на себя государство», — считает экономист.

По его экс-министра финансов, стремительное наращивание госгарантий вовсе не станет позитивным сигналом для украинской экономики и инвесторов.

Учитывая практику прошлых лет, госгарантии зачастую становятся госдолгом, сказал ведущий эксперт центра «Case Украина», экономист Владимир Дубровский. «Есть практика, что такие кредиты возвращались далеко не всегда и не в полной мере, поэтому сам факт существенного увеличения госгарантий настораживает», — отметил он. При этом, по его словам, многое зависит от того, кто будет использовать полученные миллиарды и кто будет контролировать процесс взаимоотношений с китайскими партнерами. «Закупкой китайской продукции должны заниматься коммерческие структуры, брать на себя соответствующие риски. Почему эти риски берет на себя государство? Возможно, это затрагивает чьи-то личные интересы. С экономической точки зрения, государство ни в коем случае не должно брать на себя такие риски», — полагает экономист.

Вице-спикер Рады, народный депутат от БЮТ Николай Томенко отмечает, что за последние годы работы в парламенте не припоминает ни единого случая, чтобы подобные законопроекты вносились без конкретных расчетов и прогнозов, согласований с соответствующими государственными органами. «Учитывая то, что в них не содержится информации о согласовании с министерствами и ведомствами, интересно узнать, является ли это позицией правительства или отдельных министров, лоббирующих интересы бизнеса другого государства и конкретных украинских фирм. После того как власть сделала шаг к затягиванию Украины в языковой петле, теперь она готовится к петле долговой», — резюмировал Томенко.

Напомним, на 30 июня государственный и гарантированный государством долг Украины составил 479,8 млрд грн — $60 млрд.