«Госинспекция МИУ не собирается подменять посты ГАИ, а станет работать совместно с ними, — сказали нам в пресс-службе Минифраструктуры. — В компетенцию инспекторов МИУ будет входить проверка не всех водителей подряд, а только лицензированных перевозчиков: которые перевозят коммерческие грузы либо пассажиров».
Для тех, кто управляет личной легковушкой или другим транспортом (грузовиком), с помощью которого человек не зарабатывает деньги, а например, везет со своего поля солому, ничего не изменится. Документы проверят также у водителей, везущих нестандартные коммерческие грузы (тракторы, экскаваторы, краны, сельхозмашины).
Все они обязаны иметь спецлицензии на перевозку, которые выдает МИУ. Если документы не в порядке, планируется, что представитель МИУ получит право накладывать штраф за нарушение закона «Об автотранспорте». Пока это только предложения, которые обсудят на уровне двух министерств, затем вынесут общие наработки на Кабмин. И уже правительство подаст законопроект об изменении ряда законов, в частности «Об автотранспорте», в Админкодекс.
Сроки пока не называют, но, ожидается, что законопроект появится уже в нынешнем году.
Двойной тариф
«У нас вовсю обсуждают эту новость. Похоже, что новая служба будет нас дублировать: мы и так проверяем документы на груз и смотрим, насколько устал водитель, чтобы вести авто», — неофициально говорят рядовые гаишники. Также они признаются, что в таком случае от них уйдет часть левых заработков, потому как перевозчики — лакомый куш.
Официально в ГАИ о новых помощниках говорят кратко.
«Мы можем привлекать их для совместных операций», — сказал нам замначальника Управления ГАИ Владимир Резников.
Перевозчики же считают, что ноу-хау — палка о двух концах.
«Возможно, эта инспекция не будет придираться как ГАИ, но, скорее всего, придется платить и тем, и тем», — сказал нам представитель одной из крупных запорожских компаний-перевозчиков.
У них — совместно
В России, Польше, Германии, Беларуси транспортные инспекторы работают так: инспектор ГАИ (полицейский) останавливает дальнобойку или автобус, проверяет права и техпаспорт у водителя. Транспортный инспектор, который дежурит на одном посту с гаишниками, автомобили не останавливает, но вопросами правильности оформления лицензии, документов на груз и соблюдения правил пассажирских перевозок (например, в автобусе с маршрутом следования свыше 500 км должны быть два водителя) занимается именно он, а не гаишник, как сейчас у нас.
Если документы не в порядке, транспортный инспектор имеет право накладывать штраф или запрещать дальнейшее движение. Тем самым полицейский не отвлекается на изучение правильности документов, в которых ему сложно разобраться, а продолжает следить за соблюдением водителями ПДД. Также водители коммерческого транспорта во многих странах Европы имеют специальное свидетельство (у нас его тоже хотят ввести).
После обучения такой водитель знает не только ПДД, но и правила перевозки пассажиров, грузов, основы транспортного законодательства.