Вторую часть планируется осуществить уже осенью. Казначейские обязательства будут номинированы в американских долларах и предназначены в первую очередь для аккумуляции долларовых средств населения, «гуляющих» вне банковской системы. По словам первого заместителя главы Министерства финансов Анатолия Мярковского, таковых сейчас около $70 млрд (объем наличной валюты вне банков). В правительстве сделали все возможное, чтобы заинтересовать население. С одной стороны, Министерство финансов предложило ценные бумаги со сроком обращения два года и полугодичной выплатой процентов.
Снижен и номинал казначейских бумаг, который составит $500. Обещают в Министерстве финансов и ставки выше, чем по банковским депозитам в валюте. Кроме того, 4 июля Верховная Рада утвердила поправки к Налоговому кодексу и закону о ценных бумагах, которые разрешили выпуск валютных казначейских обязательств для населения и освободили инвестиционный доход по ним от налогообложения. Это должно сделать их более привлекательными за счет государственных гарантий.
«Казначейские обязательства будут не менее интересными, чем банковские депозиты, и более гарантированными», — пообещал Анатолий Мярковский.
«Об инструменте выпуска казначейских обязательств в иностранной валюте говорят уже около 10 лет, — рассуждает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. — Сама идея неплохая и может показать себя эффективно. Но возникает вопрос рисков: будут ли потенциальные владельцы обязательств доверять государству, насколько они откликнутся на такую инициативу, и какие будут механизмы ее реализации».
Согласен с ним и управляющий партнер ИК Capital Times Эрик Найман.
«Это позволит частично рассчитаться с внешними долгами… Но здесь нужно подумать над механизмами поощрения, поскольку маловероятно, что обычное население потянется за этими ценными бумагами. Это будут преимущественно состоятельные люди и банки», — отметил он.
Среди рисков, которые могут помешать успешной реализации программы, эксперты прежде всего отмечают традиционно низкое доверие граждан к государству и потребность в эффективном продвижении нововведения. Причем самым существенным риском эксперты называют то, нужно ли будет декларировать источники происхождения валюты.
«Это будет существенно ограничивать рынок», — считает Игорь Бураковский.
Правда, многие сомневаются в успешной реализации выпуска казначейских обязательств. У населения уже есть возможность покупать государственные бумаги, номинированные в валюте. Министерство финансов с декабря прошлого года предлагает на внутреннем рынке долларовые ОВГЗ, которые на первичном рынке покупаются за валюту, а на вторичном — за гривны, но с погашением валютой. Несмотря на достаточно привлекательную ставку по ним по сравнению с депозитами в ведущих банках (9,3-9,5% годовых на срок от года до трех, тогда как в банках 6-8%), до населения эти бумаги не дошли, хотя Министерство финансов заявляло о планах выпустить валютный инструмент именно для физических лиц. К тому же правительство и ранее предпринимало попытки выпуска казначейских обязательств для населения. Причем делало это дважды — в 2002 и 2009 годах, но оба раза они быстро сворачивались, в том числе из-за более низких ставок по сравнению с депозитами и ОВГЗ. Впрочем, по словам экспертов, в новом инструменте заложена и другая функция. Казначейские бумаги могут стать инструментом легализации средств, полученных нелегальным путем. Но вряд ли это явление сразу же примет массовый характер.
А вот кому они будут действительно интересны, так это банкам. Последние имеют сегодня ограниченные возможности относительно размещения валютных ресурсов. Кредитовать население в валюте нельзя, а платежеспособных клиентов‑экспортеров немного.
«Перед банками сегодня стоит дилемма — или прекратить привлекать валютные депозиты, или искать, куда их пристроить. Министерство финансов дает инструмент, куда их можно вложить», — признается казначей одного из банков.
«Сейчас начинается движение на ресурсных рынках. По гривневым вкладам у нас минимальный прирост, а по валютным депозитам мы превышаем плановые показатели прироста в два-три раза. Валютные казначейские обязательства позволят нам использовать эти ресурсы», — говорит глава правления Укргазбанка Сергей Мамедов.
К тому же данные бумаги позволят банкам получать рефинансирование в НБУ под их залог. И не только для пополнения ликвидности, но и для краткосрочного кредитования бизнеса.