Законопроектом предполагается обязать банки получать кредитные рейтинги от агентств, которые без конкурса будет определять НБУ. Рейтинги будут использоваться для расчетов коммерческого банка (по возмещению возможных потерь по кредитам), а также при расчете сборов в фонд гарантирования вкладов (при оценке степени рисков).

Законопроектом предполагается обязать банки получать кредитные рейтинги от агентств, которые без конкурса будет определять НБУ.По мнению экспертов ассоциации, указанные расчеты необходимо осуществлять на базе экономических нормативов НБУ, которые отражают объективное финансовое состояние банковских учреждений. Субъективная же система рейтингования не отражает реальную ситуацию на финрынке. Это, в частности, доказал пример рейтингования наиболее мощного финансового учреждения США — банка Lehman Brothers. За месяц до дефолта банка, одно из ведущих международных рейтинговых агентств присвоило ему высокий кредитный рейтинг. Именно с краха Lehman Brothers и начался мировой финансовый кризис 2008—2009 годов.

Ассоциация также отмечает, что с учетом низкого уровня финансовой осведомленности населения рядовой потребитель не сможет без компетентного разъяснения понять сложные алгоритмы рейтинговых показателей. При выборе банка вкладчики ориентируются прежде всего на его репутацию и размер депозитных ставок, а не на кредитные рейтинги. Кроме того, агентства нередко отзывают свои рейтинги и не несут ответственности за предоставленные оценки, поэтому обязательное рейтингование не уменьшит рисков потребителей.

«С учетом того что в Украине всего семь профильных агентств, спрос на их услуги увеличится вместе со стоимостью самих услуг. Это приведет к дополнительным расходам со стороны банков и, соответственно, к повышению стоимости банковских услуг для потребителей, притом что никаких гарантий обязательное рейтингование не дает никому», — считает генеральный директор ассоциации Галина Олифер.