Разобраться, что и сколько готовы украсть сотрудники, позволяют результаты первого национального онлайн-опроса «Воровство на работе: что «уносят» сотрудники с работы и что «приносят» в офис вместе с собой», проведенного совместно с международным кадровым порталом hh.ua.

В онлайн-опросе приняли участие 4853 жителя Украины (53% мужчин и 47% женщин), занятых во всех сферах бизнеса.

Как отмечает генеральный директор международного кадрового портала «HeadHunter Украина» (hh.ua) Марина Маковий, большинство респондентов под воровством подразумевают в первую очередь присвоение чужих вещей и денег (78,6%), офисных принадлежностей (68,1%) и готовой продукции предприятия (66,4%). Также одно из проявлений, которое опрошенные характеризуют как воровство, — нецелевое использование бюджета компании (59,5%), разглашение коммерческой тайны (58,8%) и употребление чужой еды из холодильника (57,5%).

Любопытно, что присвоение остатков сувенирной и презентационной продукции многие респонденты воровством не считают, равно как и использование служебной мобильной связи, Интернета и принтера в личных целях. При этом при ответе на вопрос «что чаще всего случается у вас на работе?» ситуация прямо противоположна — использование в личных целях офисной оргтехники (58,5%), мобильных телефонов и Интернета в этом случае, наоборот, лидирует (53,2%). То есть такие вещи сотрудники регулярно подмечают за своими коллегами, но в упор не замечают за собой. Еще 46% респондентов видят, как их сотрудники уносят домой канцтовары и туалетную бумагу.

Кража времени

Большинство украинцев уверяют, что честны перед своими работодателями, — 58,5% утверждают, что лично они ничего материального из офиса домой не приносят. Среди тех, кто признался, самые популярные варианты — сувенирная продукция (23,7%) и пресса (15,2%). При этом, по словам руководителя юридического департамента международного кадрового портала hh.ua Анны Воеводиной, любое хищение имущества компании, даже самое мелкое, можно назвать воровством — от классической кражи и покупки товаров и услуг для компании за так называемый откат до промышленного шпионажа и утечки коммерческой информации. По сути, подделка больничного и отсутствие на рабочем месте по фактически неуважительным причинам при условии, что компания это время оплачивает, — тоже является хищением.

Воровством на рабочем месте является также выполнение заказов в частном порядке в рабочее время (так называемый левак) и саботирование работы как таковой. Как утверждает генеральный директор DOPOMOGA Ukraine Катерина Скибская, рабочие часы принадлежат компании, которая их оплатила.

«Это то же самое, что человек оплатил бы путевку на десять дней, а отдохнул только восемь», — объясняет она. И даже если работник выполняет свою работу полностью за меньшее время, он смело может просить дополнительные задания или расширения своих полномочий, начальство оценит подобный порыв и возможно, наградит повышением.

Левые доходы

Сложнее обстоит дело с откатами. Это то же мошенничество (завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием).

«Пользуясь доверием начальника, сотрудник вводит его заблуждение, предлагая выбор подрядчика якобы на самых выгодных условиях для первого, тем самым получая определенную выгоду для себя», — поясняет Анна Воеводина.

Более 63,5% опрошенных утверждают, что в их сфере откатов не берут, а если берут, то размер последних остается для опрошенных загадкой (9,8%). Согласно данным исследования чаще всего берут откаты в сфере оптовых продаж, недвижимости, услуг для бизнеса и рекламы. Пятая часть сотрудников ограничивается откатами до 20% от суммы (закупочной цены продукции или договора подряда).

В то же время, по наблюдениям Катерины Скибской, пока одни работодатели воспринимают откаты как должное: такое явление есть у всех, главное, что это было в рамках приличия, вторые — стараются построить системы с меньшими потерями, третьи — просто не знают, как побороть этот вид воровства. Своеобразным психологическим моментом здесь может стать дублирование или дробление функций сотрудников, чтобы решения принимались не кем-то одним, а коллегиально. Таким образом, про откат придется договариваться с большим количеством людей, что осложнит жизнь дающему.

Существует и другая сторона медали. Сотрудники не только уносят из офиса канцтовары и газеты, но и вносят свою лепту в развития бизнеса за счет собственных ресурсов и личных связей. 73% респондентов задействовали личные контакты для решения рабочих вопросов, а 84% — так или иначе использовали собственные ресурсы для поддержания работоспособности офиса.

Как наказывают

Среди наиболее распространенных злоупотреблений непосредственно в офисе — рабочий принтер. В личных целях его используют практически все респонденты.

«Менее чем в 10% случаев такой возможности нет из-за строгого контроля работодателя. С другой стороны, 33% респондентов работают в компаниях, где использование служебного принтера разрешено или никак не контролируется, а четверть — пользуются служебной оргтехникой раз в неделю и чаще и столько же — реже раза в неделю», — комментирует Марина Маковий. Канцтоварами офисные работники тоже особо не злоупотребляют — в 45% случаев расходные материалы вообще не исчезают из офиса. Интересно, что расход бумаги и картриджей меньше всего контролируют в ІТ-компаниях и крупных холдингах.

Похоже, что украинские работодатели довольно спокойно относятся к использованию служебных ресурсов для личных целей. Строго преследуют за такое около 6% работодателей, еще 22% могут просто сделать замечание, зато почти половина работодателей разрешает использовать офисные ресурсы в пределах разумного, а четверть вообще не устанавливают лимитов и не контролируют этот процесс. Катерина Скибская считает, что, стремясь оградить себя от крупного воровства, к мелкому воровству компании относятся относительно спокойно — сразу списывают это «на потери». Возможно, по этой причине у 16% респондентов данная проблема не стоит вообще.

Среди популярных способов борьбы с растратами самый простой и часто упоминаемый — лимит на расходы по определенным статьям бюджета. К такому методу, по словам Марины Маковий, прибегают больше половины работодателей (61,2%). Также часто устанавливают камеры наблюдения (36%). Значительно реже проводят мониторинг переписки сотрудников (13%) и прослушивание их разговоров (9%).

Санкции на рабочих местах применяют нечасто — 68% респондентов говорят, что на их рабочем месте в воровстве никто не был уличен. Тех же, кого поймают на горячем, ждет выговор (32%) или увольнение (34%), реже денежный штраф (23%). Очень редко бывает уголовное преследование или, наоборот, полное игнорирование фактов воровства.
Источник