Долгое время согласно законодательству такие убытки подлежали аннулированию. Затем, несмотря на все законодательные ограничения, налоговые органы на местах просто отказывались принимать декларации с отрицательным значением под формальными и неформальными предлогами или же принимали их с пометкой «к сведению».

До принятия изменений, предусмотренных Законом № 4834, ни в Налоговом кодексе Украины, ни в Законе «О налогообложении прибыли предприятий», действовавшем до 1 апреля 2011 года, не было ограничений по переносу отрицательного значения объекта налогообложения. Однако налоговые органы игнорировали данный факт, ссылаясь на неизвестные широкой общественности внутренние циркуляры. Особенно остро вопрос переноса убытков стал в период с первого по второй квартал 2011 года, когда вступил в силу Налоговый кодекс. Согласно толкованию переходных норм Налогового кодекса налоговыми органами такой перенос невозможен, хотя бизнес придерживался иного мнения. На многочисленных встречах представители бизнеса и налоговых органов не раз пытались решить проблему переноса убытков прошлых лет. Суды преимущественно принимали позицию государства в лице налоговых органов. А в конце 2011 года Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики в своем письме поддержал позицию бизнеса в данном вопросе.

Какие изменения вносит Закон № 4834 относительно убытков? Решает ли он существующую проблему?

Основная суть изменений — рассрочка до 25 % на четыре года налоговых убытков 2011 года.

Налогоплательщики-резиденты с доходом за 2011 год более одного миллиона гривен смогут реализовывать имеющееся отрицательное значение объекта налогообложения в течение 2012 — 2015 годов начиная с 1 полугодия 2012 года, но не более 25 % в год. При этом после 31 декабря 2015 года неиспользованная сумма убытков сгорает. Как работает такая модель, мы покажем на примере предприятия А с доходом 2 млн грн, получившего отрицательное значение объекта налогообложения за 2011 год в размере 100000 грн:

Период

Лимит убытков 2011 года

Прибыль текущего периода

Использовано убытков 2011 года

Остаток убытков 2011 года (нарастающим итогом)

2012

25000

10000

10000

15000

2013

25000

30000

25000 + 5000

10000

2014

25000

15000

15000

20000

2015

25000

40000

25000 + 15000

5000 — сгорает

Стоит отметить, что на данный момент нет указаний относительно тех предприятий, которые, руководствуясь действующими ранее нормами Налогового кодекса, использовали весь объем отрицательного значения объекта налогообложения за 2011 год в 1 квартале 2012 года. Скорее всего, они будут вынуждены корректировать 75 % убытков 2011 года в декларации за 1 полугодие 2012 года.

Предприятия с доходами за 2011 год менее одного миллиона гривен переносят свои убытки до 2012 года без каких-либо ограничений. Кроме того, Закон прямо предусматривает право налогоплательщиков переносить убытки 1-го квартала 2011 года на последующие периоды до полного их погашения.

Таким образом, поскольку изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 4834, касаются только налоговых убытков 2011 года, они не решают проблему системно, а предлагают только временное регулирование процесса в ручном режиме. Это доказывает и пример 2010-го года, когда действовала похожая схема: 20 % убытков за 2009 год было разрешено перенести на 2010 год, а остальные 80 % — на 2011 год. Тогда это не привело к комплексному решению данного вопроса. Кроме того, существуют серьезные основания полагать, что налоговые органы не будут выполнять указанные нормы, вновь ссылаясь на внутренние циркуляры.

Что касается других изменений администрирования налога на прибыль, которые ждут налогоплательщиков в ближайшем будущем, то 5 июля 2012 года Верховная Рада приняла очередные изменения в Налоговый кодекс (законопроект № 10224). Согласно указанному Закону с 1 января 2013 года плательщики налога ежемесячно будут платить авансовый взнос по налогу на прибыль в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год. Такая норма уже существовала в течение нескольких лет в начале 2000-х годов, но оказалась малоэффективной и была отменена. Таким образом, мы можем отметить, что приведенные выше изменения указывают на несистемность мышления законодателя, который всего лишь стремится временно закрыть существующие пробелы в бюджете.