Предложения повысить ответственность водителей за нарушения правил проезда ж/д переездов и перевозки пассажиров рассматрились украинскими законодателями уже давно. Более того, в начале года Верховная Рада успешно приняла соответствующий законопроект. Однако Президент его не подписал, мотивировав это тем, что данный документ противоречит ряду норм Админкодекса и Конституции Украины. На доработку данного законодательного акта потребовалось почти полгода, пишет ЛигаБизнесИнформ.

В июне соответствующий документ № 4950-VI был принят Верховной Радой и подписан Виктором Януковичем. Законодатели полностью переписали ст. 123 КоАП Украины, касающуюся ответственности за нарушения правил проезда ж/д переездов. В частности, упразднено понятие «создание аварийной обстановки» — его заменили «выезд на переезд, когда движение через него запрещено». Именно за это теперь накажут наиболее жестко. Более того, впервые в практику введено разделение ответственности в зависимости от категории водителей — строже других будут наказывать водителей транспортных средств, перевозящих пассажиров и опасные грузы.

Предусмотрен новый вид взыскания за грубые нарушения правил проезда ж/д переездов — оплатное изъятие ТС (изъятие, его продажа и возвращение денежных средств бывшему хозяину). Правда, оно будет применяться лишь в тех случаях, если водитель, нарушивший правила, является владельцем ТС.

Итак, ответственность за выезд на переезд, когда движение через него запрещено, водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы, — лишение прав на 1-3 года или админарест на 10-15 суток (ч. 3 ст. 123 КоАП). Других автомобилистов за подобное нарушение ждет штраф 850-1190 грн, либо лишение прав на 6-12 месяцев, либо админарест на 7-10 суток (ч. 2 ст. 123 КоАП). Вместе с каждым из вышеперечисленных видов взысканий может применяться оплатное изъятие ТС у его владельца. Определить наказание за нарушения, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 123 КоАП, вправе только суд, а ч. 1 ст. 123 (любые другие нарушения правил проезда ж/д переездов) — работники ГАИ.

Законом № 4950-VI также усилена ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров. В частности, перевозчикам, осуществляющим этот вид деятельности без лицензии, выпишут штраф 510-595 грн (ранее — 340-425 грн), а за хранение маршрутных ТС вне установленных мест для их стоянки (автопарков) — штраф 850-1020 грн (вместо 680-850 грн).

Кроме того, узаконено решение запретить бесконтрольные перевозки пассажиров автобусами на дальние расстояния в ночное время (с 22.00 по 06.00) — штраф составляет 850-1360 грн. Допускаются к таким рейсам только автобусы, задействованные на маршрутах общественного пользования в режиме регулярных перевозок, а также автобусы, оснащенные тахографами.

Если же водитель повторно совершил одно из вышеперечисленных нарушений, его ждет более строгое наказание — штраф 1360-2040 грн. Новые нормы ответственности за нарушения правил проезда ж/д переездов и перевозки пассажиров уже вступили в силу 5 июля. Требования закона, касающиеся ответственности водителей за перевозку пассажиров в ночное время и оборудования автобусов тахографами, станут действительными с 5 сентября 2012 года.