В связи с этим Ассоциация участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) начала подготовку законопроекта «О защите прав должников при осуществлении профессиональной деятельности по взысканию денежной задолженности во внесудебном порядке». Его основные нормы вчера были представлены в комитете Верховной рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики.
Участники рынка предложили заменить термин «коллектор» на «профессиональный взыскатель» и разрешить заниматься этой деятельностью лишь компаниям, внесенным в госреестр Министерства юстиции.
«Если деятельность коллекторов будет регулировать Национальный банк, то этот рынок будет заниматься взысканием лишь банковских долгов. Но существуют и другие виды задолженности»,— объясняет президент АКБУ Александр Ильчук.
Профессиональные взыскатели должны будут иметь уставный капитал не меньше 10 млн грн и взыскивать задолженность более чем с 30 тыс. должников в год. По словам директора юридического департамента Credit Collection Group Юрия Радзиевского, это позволит вытеснить с рынка компании, занимающиеся данным бизнесом для быстрого получения прибыли.
Руководитель коллекторского бизнеса должен будет иметь юридическое или экономическое высшее образование, а компания будет заниматься обучением персонала. Записи телефонных разговоров с должниками будут храниться не менее года, а в помещениях, где проходят переговоры с должниками, будет осуществляться видеонаблюдение. Коллекторы в составе не менее 10 членов войдут в саморегулирующую организацию (СРО).
Вместе с тем участники рынка намерены ужесточить и методы ведения бизнеса. Должник будет уведомляться о долге лишь закрытым конвертом без опознавательных знаков, коллекторы не смогут звонить ему и проводить с ним встречи с 22.00 до 8.00 в будние дни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Кроме того, коллекторам запретят применять к должникам силу и угрозы, а также вводить их в заблуждение относительно суммы долга, статуса профессионального взыскателя и его полномочий. Нарушителей этих требований СРО будет исключать из реестра, что будет лишать их права продолжать работу с физлицами. Авторы документа признают, что ужесточение правил работы снизит объемы возврата долгов.
«Есть компании, которые недобросовестно ведут бизнес и запугивают должников. К сожалению, они работают более эффективно, чем добросовестные»,— негодует господин Ильчук.
Эти нормы одобряют в парламентском профильном комитете. «Я готов отозвать законопроект о запрете коллекторской деятельности, если будет принят предлагаемый закон»,— пообещал вчера господин Полунеев.
Юристы сомневаются в искренности желания коллекторов следить за собственными нарушениями, поскольку претензии у клиентов сейчас есть к каждому из них.
«Коллекторская деятельность является неправомерной, учитывая используемые ими методы. Единственный законный способ вернуть средства — суд. Когда должнику звонит кто-то, невозможно понять, правомерно ли эта компания получила его персональную информацию. Коллекторы могут декларировать, что рынок будет цивилизованным, но кто будет за этим следить? Им невыгодно этим заниматься самим,— говорит юрист юрфирмы »Лексфор« Ксения Забродская.— Они должны разработать четкий механизм, например, если коллектор звонит должнику ночью, то за это сразу должен быть штраф».