Предложения властей ЕС сведены в один документ, который получил название «На пути к более эффективному экономическому и монетарному союзу» (Towards a Genuine Economic and Monetary Union).
По словам Ромпея, инициативы властей ЕС являются предложениями, а не жестким набором требований Брюсселя к государствам ЕС. Президент Европейского совета отметил, что надеется на достижение компромисса на саммите ЕС 28-29 июня 2012 г.
В свою очередь, глава Еврокомиссии Баррозо подчеркнул, что основным принципом будущих реформ станет принцип «большее единство предполагает большую ответственность».
Благодаря мерам, которые предлагаются, зона евро уже в ближайшие десять лет превратится в полноценный фискальный, банковский и политический союз. Документ, в частности, предусматривает расширение полномочий еврочиновников по контролю уровня госдолга и бюджета стран зоны евро вплоть до выписывания штрафов нарушителям.Глава Еврокомиссии Баррозо подчеркнул, что основным принципом будущих реформ станет принцип «большее единство предполагает большую ответственность».
Изначально план содержал более радикальные предложения, однако Германия внесла правки, и неугодные ей меры были исключены. Документ был значительно урезан после редактуры немецкими чиновниками, которые выкинули все неудобные главному контрибутору Европы предложения.
В целом проект направлен на превращение зоны евро в политический, банковский и фискальный союз. Чтобы добиться первого, планируется усилить централизованный контроль финансов стран. В частности, Брюссель будет ежегодно определять допустимый размер госдолга и дефицита бюджета. Хотя в документе эта мера и описывается как предложение к пересмотру, на деле у чиновников достаточное количество инструментов (в том числе штрафы), способных убедить правительства прислушаться к их мнению. Если же страна понимает, что превысит допустимую норму, то ей, чтобы избежать санкций, потребуется разрешение Брюсселя.
Укреплять банковский союз чиновники намерены созданием общеевропейских гарантий по депозитам, а также выпуском в среднесрочной перспективе евробондов и использованием средств из стабфондов для рекапитализации банков.
Канцлер Германии Ангела Меркель все еще выступает против общей финансовой ответственности за долги Европы.
«Если Германия сдастся, то она потеряет больше всех. Ставки доходности по немецким государственным облигациям возрастут, и вся Европа будет вынуждена брать финансирование под более высокие проценты», — отмечает главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен.
Пока же Германия не решится на выпуск евробондов, Брюссель предлагает опробовать их бета-версию — краткосрочные облигации под гарантии всего нескольких стран, а не всего валютного блока. Кроме того, чиновники предлагают ввести общий банковский надзор, за который ратует Берлин. При этом если в первой редакции этот орган наблюдал бы за деятельностью 8 тыс. банков Европы, то во второй — только за крупными международными банками (таким образом Германия обезопасила свою сеть региональных сбербанков). Шаг в сторону фискального союза призваны обеспечить стабфонды, которые в отдаленной перспективе смогут выкупать госдолг напрямую.
Хотя окончательный проект далеко не так радикален, как изначальный, однако даже с его введением могут возникнуть проблемы.
«Если бы все эти меры были приняты, то Европа, возможно, и была бы спасена. Однако Германия не хочет больше выделять средства, пока не будет ужесточен контроль финансов стран, а Франция не желает поступиться суверенитетом. Если страны не пойдут на уступки, то итог предстоящего саммита будет разочаровывающим», — подчеркивает аналитик Capital Economics по Европе Дженнифер Маккьюен.
Глава Банка Англии Мервин Кинг критически отнесся к инициативам ЕС. По его словам, власти ЕС за два года ничего не сделали для ликвидации последствий кризиса. «Они просто пустили все на самотек», — сказал Кинг, выступая перед парламентом Великобритании.
Ранее, президент Немецкого федерального банка Йенс Вайдман выразил сомнение в том, что еврозона выживет без создания фискального союза.
«Европейский валютный союз не сможет долго существовать в его нынешней форме. Необходима ясность насчет того, собираемся ли мы создавать фискальный союз или будем и впредь делать ставку на самостоятельную национальную политику в бюджетной сфере, при которой совместная финансовая ответственность, естественно, весьма ограниченна», — заявил Вайдман.
30 мая 2012 г. Европейская комиссия обнародовала документ, в котором говорится, что еврозоне следует двигаться по пути создания «банковского союза» и рассмотреть вопрос прямой рекапитализации банков посредством постоянного стабилизационного механизма ESM.
В то же время, по сообщению журнала Der Spiegel, европейские институты разрабатывают принципы формирования фискального союза, в котором отдельные страны уже не смогут самостоятельно накапливать новые долги. В рамках этого союза правительства национальных государств смогут располагать лишь теми средствами, которые покрываются ее собственными доходами. Если же им понадобится больше денег, чем они сами располагают, то им придется запрашивать помощь у совета министров финансов стран еврозоны.
Напомним, что бюджетный пакт, подписанный 2 марта 2012 г. тогдашним Президентом Франции Николя Саркози и главами еще 24 стран ЕС (отказались подписать пакт только главы Чехии и Великобритании), обязывает его участников иметь профицитный или хотя бы бездефицитный бюджет, причем этом правило должно быть закреплено законодательно. Расходы государств-участников пакта не могут превышать его доходы более чем на 0,5% ВВП. Нарушителям грозит крупный штраф (до 0,1% ВВП), средства от которого должны направляться в Стабфонд Евросоюза. Дополнительно отмечается, что страны, государственный долг которых превышает 60% ВВП, обязуются снижать его как минимум на 5% в год.
Для того чтобы пакт, призванный помочь Европе выйти из долгового кризиса, вступил в силу, его должны ратифицировать по меньшей мере 12 стран. Пока это сделала только Португалия.