Поддерживая идею о минимизации рисков инвесторов в ценные бумаги и повышения надежности финансовых учреждений, УАИБ отметила, что предложенный в законопроекте № 10632 механизм обязательного использования кредитных рейтингов в деятельности ИСИ противоречит тем подходам к регулированию деятельности ИСИ, которые заложены в проекте закона Украины «Об институтах совместного инвестирования» (№ 9015, принятый ВРУ в первом чтении 21 февраля 2012 года).
«Установка дополнительных ограничений на ценные бумаги, которые могут находиться в портфелях ИСИ, в частности, депозитные сертификаты коммерческих банков и банковские депозиты, будут искусственно ограничивать действия управляющих активами при принятии ими инвестиционных решений, — говорится в сообщении. — А также не позволят гибко реагировать на рыночные изменения для обеспечения безопасности активов ИСИ от обесценения, что неизбежно приведет к потерям инвесторов». Более того, внедрение предложенных ограничений исключает создание и деятельность отдельных групп специализированных фондов, появления которых ждет рынок с принятием новой редакции закона об ИСИ.
В УАИБ вызывает удивление и предложенная в законопроекте № 10632 норма о необходимости расторжения КУА договора с хранителем, в котором хранятся активы ИСИ в форме ценных бумаг, в случае снижения рейтинга соответствующего банка. «Ведь выполнение банком функций хранителя отделено от предоставления банковских услуг, и уровень кредитного рейтинга банка не связан непосредственно с обеспечением надлежащего хранения активов ИСИ в виде ценных бумаг», — говорится в сообщении. Эти взаимоотношения урегулированы законом Украины «О Национальной депозитарной системе». «Принудительная замена хранителя повысит уровень расходов ИСИ, приведет к снижению доходности ценных бумаг ИСИ, и повысит риски инвесторов ИСИ потерять принадлежащие им активы», — уверенны в УАИБ.
Итак, по мнению представителей УАИБ, этот законопроект предусматривает возвращение к модели обязательного рейтингования ценных бумаг и эмитентов, которая действовала в Украине в 2006 — 2009 годах и доказала свою неэффективность. «По многим облигационным выпускам, которым были предоставлены рейтинги инвестиционного уровня, впоследствии объявлялся дефолт, что свидетельствует о несовершенстве рейтинговой системы», — говорится в сообщении. Кроме того, рейтинговые агентства нередко отзывают свои рейтинги, и не несут никакой ответственности перед инвесторами. «Введение обязательного рейтингования эмитентов и ценных бумаг, что предлагается в законопроекте № 10632, приведет к повышению расходов эмитентов ценных бумаг при отсутствии ответственности со стороны рейтинговых агентств за предоставленный рейтинг», — отметили в УАИБ.
Таким образом в профильной ассоциации уверены, что для урегулирования отношений в сфере оказания рейтинговых услуг необходимо принять базовый закон о рейтинговании. При этом установку жестких требований относительно обязательного использования механизма рейтингования при отсутствии базового закона УАИБ считает нецелесообразной.