«Исключительной функцией ЦРЦ является осуществление клиринга и проведение денежных расчетов по договорам с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, заключенным на фондовых биржах»,— говорится в документе.
ЦРЦ будет проводить денежные расчеты по всем сделкам биржевого и внебиржевого рынка по принципу «поставка против платежа». Для этого биржи будут обязаны заключить договоры с ЦРЦ на оказание им клиринговых услуг. Первоначально предлагалось, чтобы клиринговой деятельностью занимались фондовые биржи, Центральный депозитарий (ЦД), депозитарий государственных ценных бумаг НБУ и клиринговые учреждения, получившие лицензию Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Теперь же предложено, чтобы эту деятельность, помимо ЦРЦ, могли осуществлять только ЦД и депозитарий НБУ. Одновременно ЦРЦ станет центральным контрагентом (ЦК), а значит, отпадет необходимость в существовании ООО «Украинский центральный контрагент» при «Украинской бирже» и ООО «Биржевой центральный контрагент» при ПФТС. ЦК позволяет проводить анонимные сделки между клиентами одного брокера.
Одобрение комитетом этих норм подтвердил директор по регулированию рынков ассоциации «Фондовое партнерство» Сергей Москвин, присутствовавший на заседании комитета, и член комитета Юрий Полунеев.
«Документ был хорошо отработан и единогласно утвержден ко второму чтению»,— сказал депутат.
Созданием ЦРЦ с капиталом 100 млн грн займется НБУ, который будет владеть 100% его акций в течение пяти лет. По истечении этого срока доля НБУ может быть уменьшена до 25%+1 акции за счет продажи акций участникам фондового рынка и их объединениям, центральным депозитариям других стран или международным депозитарно-клиринговым учреждениям. Это позволит НБУ контролировать всю биржевую инфраструктуру, поскольку он вместе с госбанками уже владеет около 70% акций Национального депозитария, который претендует на статус ЦД.
Господин Москвин рассказал, что документ на комитете представил глава совета НБУ, народный депутат Игорь Прасолов (Партия регионов), который заявил, что эти изменения согласованы с НКЦБФР. Получить комментарий главы НКЦБФР Дмитрия Тевелева вчера не удалось. По словам господина Прасолова, он выступает за введение этого механизма с 2007 года.
«Я считаю, что такая модель — самая эффективная и правильная для нашей страны. К такому выводу я пришел в результате анализа мировой практики и украинских реалий, а также рекомендаций крупнейших биржевых холдингов, в частности NYSE Euronext. Не исключено, что подобных организаций будет несколько»,— говорит Игорь Прасолов.
Он уверен, что расчетно-клиринговые организации будут обслуживать и срочный рынок.
Представители фондовых бирж негативно оценивают эти предложения. По словам председателя правления «Украинской биржи» Олега Ткаченко, при взаимодействии с ЦРЦ можно будет проводить сделки только со стопроцентным преддепонированием, что не позволит внедрить технологии гарантированного РЕПО или частичного преддепонирования (расчеты T+3). «Биржа должна будет прекратить осуществление клиринга, потеряет контроль над управлением рисками и, таким образом, не сможет предоставлять услуги организации торговли. Другими словами, будет вынуждена закрыть срочный рынок»,— отметил господин Ткаченко. «Мы могли бы рукоплескать авторам поправок к законопроекту, если бы это было в середине 1990-х. Убить сегодня окончательно надежду фондовых, и не только, бирж на создание собственной полноценной инфраструктуры — это прямая дорога к дальнейшему сворачиванию цивилизованного фондового рынка, и так переживающего весьма тяжелые времена»,— заявил глава правления ПФТС Александр Скляров.
ЦРЦ получит не только комиссию за обслуживание сделок, но и возможность зарабатывать на размещении в банках остатков на счетах, резервируемых под сделки.
«Содержание биржи со всеми лицензионными требованиями и требованиями по капитализации становится нерентабельным в ситуации отсутствия клиринга и, как следствие, возможности развития биржевой инфраструктуры,— считает Олег Ткаченко.— Участники рынка уйдут с Украины, и созданная за 100 млн грн структура будет без работы и крупных клиентов».
Поэтому торговцы ценными бумагами говорят, что больше не хотят инвестировать в рынок. «Осталось 4-5 операторов, более или менее полноценно функционирующих. Очевидно, что если не будет биржевого рынка, мы будем вынуждены искать реализацию наших знаний и опыта на западных рынках»,— говорит генеральный директор ИК Concorde Capital Игорь Мазепа. По мнению управляющего директора ИК «Тройка Диалог Украина» Артемия Ершова, биржи откажутся от лицензий, после чего исчезнет биржевой и останется непрозрачный внебиржевой рынок. «Принятие закона в этой редакции приведет к тому, что акционеры биржи скорее всего примут решение о ее закрытии, потому что это делает бессмысленной любую нашу дальнейшую работу»,— также считает Игорь Мазепа. Директор ФБ «Перспектива» Станислав Шишков, впрочем, не считает изменения настолько критичными, чтобы сдавать лицензию, ведь «биржа сможет приспособиться».
С принятием закона на московской бирже ММВБ-РТС, которая владеет 50%+1 акцией ПФТС и 43% «Украинской биржи», будут вынуждены пересмотреть стратегию. «До этого момента мы считали, что украинский фондовый рынок может и должен развиваться в первую очередь в Киеве, а не в Лондоне, не в Варшаве и даже не в Москве. Теперь же предполагаемое решение в области построения национальной клирингово-расчетной системы оставляет мало шансов на воплощение таких планов»,— говорит старший вице-президент биржи Александр Потемкин.
Николай Максимчук