Исследователи задались вопросом, почему мошенники придумывают неправдоподобные истории про нигерийского принца или члена королевской семьи, который просит о помощи с переводом крупных сумм за границу и обещает выплатить процент. Кажется, что в такое никто не поверит, да и уже почти все наслышаны про «нигерийские письма», так что любое такое сообщение сразу же вызывает ассоциации с мошенничеством.

Ребята из Microsoft подсчитали, какова должна быть доля успешно обманутых среди тех, кто откликнулся на запрос, и стало ясно, что никаким другим способом, кроме как изначально отделить абсолютно наивных от сомневающихся, сделать банковское мошенничество прибыльным невозможно. Вот образец ROC-кривой, которая описывает соотношение успешных и неуспешных попыток обмана на общее число откликнувшихся

Точка прибыльности — это общая точка верхней касательной и кривой. Для того, чтобы попасть в прибыльную зону (то есть левее на графике), необходимо обмануть не менее M людей из N тех, с кем ты начинаешь работать, после того как они откликнулись на спам. Формула по которой рассчитывается доход от операций выглядит так:

Где d — соотношение удачных обманов с общим числом попыток (M/N), t(p) и f(p) — доходность и убыток в случаях удачи и неудачи соответственно, C — стоимость одной операции, G — гросс-выручка от одного обманутого. Для банковского мошенничества, считают в Microsoft, доход становится осмысленным только при очень большом d.

Таким образом, стратегия, изначально кажущаяся контрпродуктивной, дает мошенникам преимущество: отсекаются все, кто сколько-нибудь в курсе таких писем и остается именно целевая аудитория мошенников — самые доверчивые люди. Так мошенники могут сосредоточиться на наиболее перспективных жертвах.

Прием «большой лжи»,  придуманный Гитлером, согласно которому, чем чудовищней ложь, тем скорее в нее поверят, используют далеко не только сетевые мошенники.