В зловещей колонке «Конец того мира, который мы знаем» профессор Гарвардского университета Дэни Родрик в отчасти шуточной манере прогнозирует, что именно. После победы Коалиции радикальных левых 17 июня Меркель не даст им новых денег, держатели греческих облигаций побегут к выходу, изъяв ликвидность у греческих банков. В результате Греция вынуждена отказаться от евро, и все внимание теперь будет приковано к Испании. Испанское правительство объявит о бюджетных сокращениях, структурных реформах и т.п., но протесты на фоне 30%-ной безработицы сметут правительство Мариана Рахоя (Меркель опять не даст денег), что в конечном счете заставит и Испанию покинуть зону евро.
Вслед за Европой кризис распространяется на США и Азию, где главную роль сыграет Китай. Замедление экономики уже вызвало социальные конфликты, но когда китайские фабрики в массовом порядке лишатся европейских и американских заказов и буду вынуждены увольнять рабочих, начнутся массовые забастовки, и правительство вынуждено будет поддержать экспортеров и ослабить юань — конкурентоспособность китайских товаров вновь вырастет. Это будет представлять угрозу для свежеизбранного президента США Митта Ромни, который в ответ на поток дешевых товаров из Китая выйдет из ВТО и повысит таможенные пошлины.
Вторая Великая депрессия — так будут отзываться об этой эпохе историки, уверен Родрик, — будет сопровождаться постоянным повышением заградительных пошлин и конкурирующим обесцениванием собственных валют. Относительно устойчивыми смогут остаться только те страны, которые обладают низким уровнем госдолга, не слишком большой зависимостью от экспортных прибылей и устойчивыми демократическими институтами — то есть, Бразилия и Индия. В странах Европы к власти придут нативистские правительства, которые начнут вышвыривать иммигрантов, страны Ближнего Востока отвернутся от европейцев к авторитарным исламистским режимам, а США и Китай начнут военные стычки в Южно-Китайском море, которые будут грозить перерасти в полноценную войну.
«Слишком неправдоподобный сценарий?» — спрашивает у читателя Родрик. «Возможно, но не слишком», — отвечает он сам себе. Ну, наверно: слишком неправдоподобный обязательно включал бы в себя нашествие зомби.
Slon.ru