Доллар снова стал популярным — из-за повышенного спроса на межбанковском рынке его стоимость достигла максимума с начала 2010 года. Это спровоцировано крупным погашением гособлигаций, которые покупали нерезиденты, и не оправдавшимися надеждами на приток валюты во время Евро-2012. До парламентских выборов девальвация гривны невыгодна власти. Но сохранить ее курс в условиях дефицита ресурсов Нацбанку будет непросто, отмечают эксперты, пишет Коммерсант-Украина в статье «Доллар вернулся в 2010-й».
Вчера на межбанковском валютном рынке доллар достиг максимума за последние 2,5 года. По данным валютного Индикатора, сделки достигали уровня 8,108/8,113 грн/$. В последний раз подобные котировки фиксировались 20 января 2010 года. Рост доллара начался 6 июня с отметки 8,065/8,077 грн. Вчера наличный рынок отреагировал небольшим повышением. Наивысшие курсы покупки/продажи доллара достигали 8,12/8,15 грн, средние составили 8,08/8,13 грн/$. До вечера гривна немного отыграла свои позиции на межбанке до уровня 8,106/8,114 грн/$.
Участники рынка объясняют, что рост был вызван вчерашним погашением внутреннего госзайма на сумму 2,16 млрд грн. Большая доля этих бумаг находилась у нерезидентов, которые планируют вывести средства за рубеж и потому скупали. Нацбанк был вынужден в течение нескольких дней подряд выходить с интервенциями на межбанковский рынок. В последний раз погашение такого большого объема происходило 16 мая — на 2,3 млрд грн. Следующее крупное погашение — на 2,2 млрд грн — запланировано на 12 сентября.
На курс также повлияло то, что ожидания притока валюты в связи с проведением матчей Евро-2012 пока не оправдываются. Ни в одном из кредитных учреждений этот вопрос не комментируют. Но в неофициальных беседах казначеи всех опрошенных банков заявляли, что, несмотря на приезд иностранных болельщиков, значительного притока валюты в обменные пункты не отмечается. Давление на курс оказывают и слухи о грядущей девальвации гривны из-за парламентских выборов. Все эти факторы подстегивают спрос на валюту среди населения. «В мае уже был подобный скачок доллара, когда нерезиденты выводили средства. Это повлекло за собой повышение спроса в рознице. Но спрос не может быть бесконечным, в какой-то момент гривна закончится, и курс может сгладиться»,— говорит казначей одного из банков. Тем более что рост курса невыгоден перед выборами. «Выборы — болезненная тема. И НБУ будет плавно опускать курс»,— говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Нацбанк способен нейтрализовать скачки доллара. Платежный баланс пока в норме, до августа ухудшений быть не должно. Но в августе-сентябре могут появиться более фундаментальные причины для роста доллара»,— считает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. Кроме того, курс будет зависеть от возврата долгов Украины.
«Серьезной угрозы стабильности гривны нет — она появится лишь осенью, когда сезонно снизится цена на сталь, а Украине предстоят значительные объемы внешних выплат»,— прогнозирует начальник отдела экономических исследований Эрсте Банка Марьян Заблоцкий.
Однако ситуация может усугубиться пессимистическими макроэкономическими показателями. По итогам четырех месяцев дефицит платежного баланса составил $61 млн. Впрочем, регулярные интервенции Нацбанка на межбанке подтверждают наличие дефицита валюты, а значит, если до конца месяца ситуация не улучшится, по итогам июня платежный баланс окажется отрицательным. «Тенденции платежного баланса остаются умеренно положительными, то есть притока по финансовому счету пока более или менее хватает для покрытия дефицита счета текущих операций. Хотя ожидается, что по итогам года такая тенденция не удержится, и финансировать разрыв по платежному балансу нужно будет за счет резервов, а это может создать предпосылки для корректировки курса»,— отмечает экономист ИК «Тройка Диалог Украина» Ирина Пионтковская.
В дальнейшем все будет зависеть от способности центробанка удержать курс ручными методами. Причем эксперты сомневаются в наличии достаточных ресурсов для этого. «У регулятора мало ресурсов для удержания курса. Есть $30 млрд международных резервов, но, если они опустятся ниже $22 млрд, это будет критической точкой и риском для экономики,— говорит Александр Охрименко.— Потратить можно $8 млрд, но их нужно учесть при расчетах за газ».
Елена Губарь, Юрий Панченко