В первом приближении

Название исследуемого нами сервиса говорит само за себя. Ключевое слово здесь — дистанционное, а значит такое, которое не требует от клиента обязательного посещения банковской организации для того, чтобы совершить ту или иную финансовую операцию. Согласитесь, штука очень удобная, учитывая тот факт, что всем нам вечно не хватает времени и совсем не хочется тратить драгоценные минуты на простаивание в очереди. При условии наличия услуги дистанционного обслуживания, можно спокойно, без спешки, находясь в офисе или дома, проверить свои счета, свести дебет с кредитом, пополнить мобильный, оплатить коммунальные услуги или же воспользоваться прочими полезными функциями.

Дистационное банковское обслуживание, или ДБО, подразделяется на несколько видов в зависимости от доступных функций и используемых устройств. Более подробно это выглядит следующим образом:

  • интернет-банкинг — его можно использовать как при наличии компьютера, так и с помощью обыкновенного мобильного телефона. Суть заключается в том, что клиент банка через специальное программное обеспечение получает возможность работать со своими счетами без непосредственного участия во всем этом процессе персонала банка. Обеспечивается полноценное расчетное и депозитарное обслуживание, существует функция создания и отправки платежей, получение выписок по счету и т. д.;
  • мобильный банкинг — заключается в том, что человек-клиент банка может управлять своим счетом с мобильного. За последнее время данный канал связи между банковской организацией и клиентами получил хорошее развитие. В результате модернизаций и усовершенствований стали доступны функции запроса баланса по карте, пополнения счета все того же мобильного телефона, перевода денег с карты на карту и др.;
  • обслуживание через контакт-центр банка, посредством банкоматом и при помощи прочих устройств банковского обслуживания — здесь все более-менее понятно. Позвонив в контакт-центр необходимого банка и пройдя процедуру идентификации, можно контролировать состояние своего счета, совершить платеж и многое другое. Банкоматное же обслуживание, на наш взгляд, не нуждается в дополнительных описаниях.

К слову сказать, ДБО выглядит привлекательно не только для нас с Вами, простых обывателей, но и для самих банковских организаций. Тому есть несколько основных причин. Во-первых, с помощью удаленных сервисов можно существенно расширить ассортиментную линейку и привлечь внимание нового сегмента клиентов. Во-вторых, таким способом можно несколько снизить издержки банка, связанные с обслуживанием клиентов, разгрузить отделения и обеспечить примерно одинаковый уровень сервиса по всей сети филиалов.

Еще одним интересным аспектом, касающимся дистанционного банковского обслуживания и имеющим немаловажное значение, является вопрос безопасности. Никому не хочется потерять свои деньги в результате действий мошенников. На сегодняшний день банки уверяют своих клиентов, что оснований для волнений нет: счета находятся под надежной защитой. Однако, это не значит, что самим пользователям систем дистанционного обслуживания не нужно проявлять бдительность и следовать элементарным указаниям, к коим относится неразглашение паролей, немедленное обращение в банк в случае потери карточки и пр.

В поисках истины

Теоретически, как мы уже успели убедиться, ДБО — это прекрасная возможность облегчить жизнь и банками и клиентам, но реальная картина может быть не столь радужна. Давайте попробуем подтвердить или опровергнуть это.

По данным НБУ, в Украине из 176 банков только 49 уже успели внедрить у себя услуги, относящиеся к ДБО. При этом, только 26 организаций приняли решение заняться собственной разработкой необходимого программного комплекса и приобрести готовый продукт.

По данным, которые нам удалось собрать из специализированных источников, на территории нашего государства полноценный комплекс услуг ДБО предоставляет 10 банков, а именно:

Альфа-Банк;

Надра Банк;

ОТП Банк;

ПУМБ;

ПриватБанк;

УкрСиббанк;

УниКредит Банк;

Укрэксимбанк;

«Финансы и Кредит»;

Банк Форум.

Подводя итоги всего того, что уже было сказано, можно констатировать: дистанционное банковское обслуживание — это довольно привлекательное направление, которое, по мнениям экспертов, давно уже перешло из разряда дополнительных и сопутствующих услуг в основные. Но, тем не менее, далеко не все банки сегодня могут предложить его своим клиентам. Это может быть связано со многими аспектами, основным из которых является дороговизна проекта: разработка и внедрение систем online-обслуживания требует немалых капиталовложений.

Сами же банкиры акцентируют внимание на том, что за ДБО — будущее банковского обслуживания, а, значит, прогресс в этом направлении, скорее всего, не заставит себя ждать.

Инна Северова