На подготовке добрый десяток олигархов сделал себе состояния и благословил легкую руку Платини, но как иначе? Такое бывает нечасто в жизни страны, и только раз — у местных болельщиков и злостных коррупционеров. Но в день открытия не о них.

Непонятно, в какой момент появился народный тренд провалить Евро. Не то чтобы провалить, но показать приезжим футбольным болельщикам, как сильно в подготовке турнира сплоховала власть и как масштабно Украина не готова к чемпионату. В Facebook стали появляться фото недоделок, правдивые ироничные истории о том, что все пропало и мы ничего не успеем, и про то, почему ехать на игры в Украину не стоит. Все усилилось после ареста Юлии Тимошенко. О бойкоте заявили правительства едва не всех европейских стран. Тут-то и появилась дилемма: кого поддерживать? — репутацию страны, а значит, и власти в том числе. Или рассказать всему приехавшему в гости миру, как плоха современная Украина, тем самым доказав, что Виктор Янукович не только не демократ, но и еще весьма слабый менеджер. Одним словом, не дать шанса ему выиграть так давно спланированную битву.

В принципе, перспектива заманчивая для тех, кто не любит Януковича, а таких в традиционно оппозиционной столице большинство. Ведь что еще простые горожане могут сделать с президентом? Ни позвонить с претензиями, ни высказаться при встрече, да и до выборов еще 3 года. А тут — такая возможность, и поводов ведь много. Не придуманных, а реальных. Вот посмотрите, гости дорогие, на киевский главный стадион НСК «Олимпийский». С виду ничего особенного, а ведь обошелся он казне минимум в 560 млн долларов, то есть ощутимо дороже донецкого стадиона «Донбасс Арена», который называют образцовым для Украины и который строился под контролем очень рачительных в финвопросах структур Рината Ахметова. Почему такая разница, догадываетесь? А вот лагерь для шведских болельщиков. За сутки до открытия чемпионата он больше походил на то, что не успели привести в божеский вид после победы шведской сборной, чем на нечто недостроенное. А еще в центре, неподалеку от «Олимпийского», за пару дней до старта Евро буквально из под ног пешеходов начал уходить свежеукатанный асфальт. К тому же в Украине бьют геев и убивают представителей нацменьшинств. Не нравится? Так вы еще не были в провинции! Вот где ужас. И мобильный свой переложите из заднего кармана — сопрут! А милиция — сплошь коррумпированная — не найдет и еще денег попробует срубить за то, что придумает по дороге в участок. Страшно? Так, собственно, и задумывалось, и цель, вроде, достигнута.

Но что сделает европеец, когда вернется домой? Скажет друзьям, что несколько интеллектуально недоразвитый, судя по высказываниям, Янукович запустил богатую страну и провалил обещанные реформы? Вряд ли. Скорее будет что-то вроде: «Чуваки, там ад. На улицу выйти страшно. Воруют, менты сами бьют почем зря, народ жалуется постоянно. А тебя, друг Билл, за такие стильные штанишки хорошенько бы там но главное — жилье и пиво дорогие! Третий мир». Расстроят ли такие отзывы Януковича? Нет. Ему где-то все равно, что о нем думают в стране, тем более — за ее пределами. Конечно, хотелось бы, чтобы говорили хорошо и любили, но не обязательно. Сойдет. У него нет амбиций великого реформатора. Заставит ли все это Европу заморозить счета президента и его команды, чего добиваются многие оппозиционеры? Нет. Если бы за экономические провалы наказывали, премьеров Греции расстреляли бы, при чем всем европейским миром. Словом, президенту, по большому счету, все равно, оценят или нет его «старания». Свое от Евро он и все особо приближенные к нему уже получили, и эта история, в идеале, для изучения прокуратурой, а не любителями футбола. А что остальные украинцы? До недавних пор, услышав, что гость из Украины, в Европе и Америке либо судорожно начинали думать «это где?», или приветливо улыбались. Последнее как-то радовало. Кто вспоминал Кличко, кто Шевченко, кто Руслану. Радовало, что почти забыли о Чернобыле. В общем, не густо, но уже неплохо. Если после Евро традиционная улыбка сменится на сочувствующую гримасу, хуже — всем, а не Януковичу. В конце концов, если уж выучились называть год «двадцать двенадцать», то можно вспомнить, что на традиционное англо-американское «как ты?» не принято отвечать долго и сложно. Достаточно улыбнуться и сказать «отлично».