Обозреватели говорят о повторении тенденции, отмечавшейся в последний раз на пике банковского кризиса в 2008 году.

Политические дебаты по преодолению кризиса затягиваются, в то же время последствия программ бюджетной экономии ощущают на себе все, в том числе и пользователи платных автодорог. В большей степени это касается коммерческих перевозок, которые более чувствительны к сокращению ВВП, чем частные поездки. Но и в потребительском секторе ситуация не лучше; финансовые опасения, которые уже давно тревожат жителей Испании, где безработица составляет 25%, теперь начинают сказываться и в Италии, и во Франции.

«Многие начинают пересматривать семейный бюджет. В выходные ощутимо меньше машин на дорогах, кто-то предпочитает не выезжать из города. Реальный сектор устойчив, и финансовое состояние многих семей тоже, но потребительское доверие упало», — говорит Джованни Кастелуччи, глава крупнейшего итальянского оператора платных дорог Atlantia.

В первом квартале года два крупнейших в Европе оператора платных автотрасс — испанская Abertis и итальянская Atlantia — сообщили о сокращении транспортного потока на 9%, сообщает The Financial Times. Тенденцию поддержала и Франция, где за первые три месяца года интенсивность движения на платных трассах снизилась. После небольшого спада в 2008 году этот крупнейший рынок платных дорог в целом восстановился и даже показывал небольшой подъем вплоть до прошлого года. Но теперь, похоже, может повториться ситуация четырехлетней давности, когда годовой трафик сократился на 0,4% после нестабильного первого квартала.

«Во Франции в этом году мы ожидаем снижения общего транспортного потока на 1%. А в случае хаотического выхода Греции из еврозоны, думаю, сокращение может составить и 3%», — говорит Роджер Эпплярд, глава глобального направления кредитного анализа в RBC Capital Markets.

В Италии, где цены на бензин одни из самых высоких в Европе, сказывается и повышение налога на горючее — в апреле объем продаж на заправках сократился более чем на 10%.

Аналитики сходятся во мнениях, что крупнейший французский оператор Vinci, почти всецело ориентированный на внутренний рынок, вполне способен преодолеть финансовые катаклизмы. Важнейшим направлением для компании является строительство, в этой сфере у нее очень серьезный портфель заказов, а от эксплуатации платных дорог группа получает лишь 11% выручки, пишет The Financial Times.

Для Atlantia и Abertis платные трассы являются более важной специализацией, чем для Vinci. Но менеджмент обеих компаний ориентирован на диверсификацию на внешнем рынке, и активность в этом направлении существенно ускорилась за последние месяцы.

Как многие крупные испанские компании, Abertis не одно десятилетие работает в Латинской Америке — в Аргентине, Чили, Колумбии. Но первую крупную сделку она провела намного ближе к своему домашнему рынку, купив французского оператора платных дорог Sanef в 2005 году. Это позволило диверсифицировать источники доходов: теперь французский бизнес по доле выручки (40%) лишь немного уступает домашнему испанскому (45%). В этом году Abertis провела сделку объемом 865 млн евро, купив в Бразилии активы испанской OHL.

«Кризис в еврозоне определенно сказывается на транспортных потоках в Европе, где рынки уже достаточно сформировавшиеся, зрелые, поэтому нужно искать более активно растущие направления. Наша главная задача — диверсификация портфеля, и именно с этой точки зрения следует рассматривать сделку с OHL; это наш первый шаг в Бразилии, которая является важным рынком в плане перспектив роста», — комментирует в интервью The Financial Times Франсиско Рейнес, исполнительный директор Abertis.

Atlantia, вертикально интегрированная дорожная компания с собственным строительным бизнесом и технологическим подразделением, тоже диверсифицирует свой портфель за пределами Италии. В этом году было заключено соглашение о совместном предприятии с местным оператором Bertin в Бразилии. К 2015 году в Atlantia доля прибыли EBITDA на международных направлениях резко вырастет до 27% с нынешних 5%.