Тем не менее эксперты полагают, что «уже в среднесрочной перспективе юань станет одной из мировых валют, а в долгосрочной, вероятно, и основной». Этому способствует, по мнению авторов доклада, как политика КНР, так и объективная потребность игроков рынка увеличить использование юаня в торговле и финансовом секторе. В обоснование эксперты приводят резкий рост операций на офшорном рынке (в основном в Гонконге, аббревиатура CNH, в то время как официальный юань обозначается как CNY) после соответствующих мер по либерализации со стороны правительства Китая.
Напомним, месяцем ранее ЦБ Китая объявил о дальнейшем дерегулировании курса — валютный коридор юаня относительно доллара был расширен с 0,5% до 1%. Пекин отказался от жесткой привязки юаня к доллару в 2005 году, а за последние полтора года реальный обменный курс китайской валюты, по подсчетам МВФ, повысился на 12%.
Татьяна Едовина
Китай переводит торговлю с Японией на юань
Народный банк Китая вчера подтвердил намерение приступить к прямому обмену юаня и японской иены с 1 июня — решение об этом было принято премьер-министром Японии Есихико Нодой и главой госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам переговоров, которые состоялись в декабре прошлого года. Мера призвана снизить зависимость торговли между двумя странами от колебаний валютных курсов, привязанных к доллару США, а также сократить трансакционные издержки в торговле и стимулировать активность инвесторов на рынках капитала обеих стран. Обменный курс будет определяться по средневзвешенным ставкам от участников рынка, исключая крайние (самые высокие и самые низкие) предложения.
Согласно рабочему докладу ВТО, посвященному использованию валют в мировой торговле, на текущий момент доля юаня как средства обращения не соответствует объемам торгового оборота КНР, а в обслуживании коммерческих сделок однозначно доминируют доллар и евро.