«Мы завершаем реформы. Я думаю, что в 2013-м мы примем все законодательство, чтобы их завершить»,— сказал Николай Присяжнюк. Он также в очередной раз подчеркнул, что после внедрения рынка земли государство намерено оставаться полноценным его участником.

Напомним, что законопроект «О рынке земель», которым регулируются вопросы купли-продажи наделов и который остается фактически последней непринятой составляющей земельной законодательной базы, был принят в первом чтении 9 декабря 2011 г. Поскольку, согласно этому документу (законопроект №9001-д), предусмотрено введение рынка земли с 1 января 2013 г., второе чтение депутаты изучили еще до конца прошлого года. Однако рассмотрение законопроекта в целом несколько раз откладывалось. Сначала как временной ориентир для принятия назывался первый квартал 2012 г., а затем — осень текущего года, после парламентских выборов.Для аграрного рынка Украины очередная отсрочка решения одного из наиболее принципиальных вопросов означает дальнейшее сокращение инвестиций и усугубление теневых схем.

Теперь же стало понятно, что депутаты отложили документ в долгий ящик и намерены работать над ним еще полтора года. Ранее председатель Госземагентства Украины Сергей Тимченко указывал на то, что законопроект в нынешнем своем статусе является собственностью парламента и ведомство не имеет возможности влиять на скорость его прохождения. «Поэтому я затрудняюсь прогнозировать дату принятия»,— говорил чиновник.

Для аграрного рынка Украины очередная отсрочка решения одного из наиболее принципиальных вопросов означает дальнейшее сокращение инвестиций и усугубление теневых схем.

«Безусловно, для инвестора это негативный сигнал, что на фоне общего ухудшения инвестклимата в стране и некоторого снижения «модности» аграрного направления может привести к значительному сокращению притока финансовых средств в отрасль»,— отмечают аналитики.

Кроме того, сохранение статус-кво на рынке позволит и дальше реализовывать теневые схемы приобретения земли, сопряженные с большим количеством неофициальных платежей и способствующих снижению стоимости земельных наделов в стране.

Именно поэтому официальный старт рынка земли с 1 января 2013 г., как это и планировалось, не привел бы к серьезным последствиям, поскольку земельная реформа де-факто состоялась.

По оценкам экспертов, в четырех областях Украины более 80% земель на сегодняшний день — в аренде агрохолдингов, еще в трех — до 20%. По мнению юридического советника проекта «USAID АгроИнвест» Павла Кулинича, вопрос рынка земли «давно перезрел», и его пора закрыть.

Теоретически, с учетом вводимых законодательством ограничений, на украинскую землю могли бы претендовать на первом этапе реформы агрохолдинги и сельхозпроизводители средней руки. По мнению Павла Кулинича, задача государства — обеспечить баланс интересов этих двух групп, уняв аппетиты агрохолдингов и поддержав «середнячков».

Однако на земельном рынке будет еще один крупный игрок, который уже заявил о серьезных амбициях,— это само государство. Украинские эксперты уж выразили обеспокоенность тем, что предусмотренный к созданию законопроектом «О рынке земель» государственный земельный банк станет монополистом в кредитовании под залог участков. Полномочия этой структуры будут настолько широки, что их реализация может привести к искривлению ситуации на рынке земли.

Мария Бут