Саммиты следуют один за другим. «Большая восьмерка», встреча в верхах стран НАТО, на 23 мая уже назначена внеочередная встреча глав государств и правительств стран Евросоюза — неформальный саммит. Повсюду канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) вынуждена защищать курс на консолидацию бюджетов стран еврозоны и Евросоюза. Канцлер всеми силами пытается оттянуть время до ратификации фискального пакта и принудить страны-должники приступить к структурным реформам. Союзников у нее остается все меньше.
Европейцам надоело затягивать пояса
Ангеле Меркель не позавидуешь: что ни день, то дежавю. Только-только ей удалось с таким трудом продавить фискальный пакт — договор между 25 странами ЕС о консолидации бюджетов — теперь снова возникла идея его пересмотра, еще до того как все страны его ратифицировали. Едва-едва она, казалось бы, навсегда похоронила идею о выпуске общеевропейских облигаций — а новый президент Франции Франсуа Олланд снова ставит ее на повестку дня.
Идея проста: деньги на финансовых рынках занимают не отдельные страны-должники, а весь Евросоюз. Соответственно, и процентные ставки будут ниже. Загвоздка только в том, что это выгодно странам с самым плохим рейтингом и крайне невыгодно — странам с хорошим. А это, в первую очередь, Германия. Как объяснить немецкому налогоплательщику, почему он должен разделять риски и нагрузку по обслуживанию долгов с Грецией и Испанией?
Европейский союз плавно превращается в трансфертный
У президента Франции Франсуа Олланда появляется все больше сторонников. Причем водораздел проходит не столько по политической окраске правительств, сколько по экономическому положению их стран.
Премьер-министр Италии Марио Монти — консерватор. Но он за общеевропейские облигации, поскольку это облегчило бы долговое бремя для Италии. Вице-премьер Великобритании Ник Клегг — либерал. Но он прямо заявляет в интервью журналу Der Spiegel, что «общая валюта не может существовать без трансфертных выплат». Клегг призывает Германию выделять больше денег для нуждающихся стран Евросоюза и считает, что прямые дотации им, или выпуск общеевропейских облигаций, — неизбежны.
Уступки неизбежны
Директор брюссельского филиала фонда Карнеги Ян Техау (Jan Techau) считает, что рано или поздно Ангеле Меркель придется смягчить свою позицию. В интервью DW он указывает, что все меры экономии в Европе ставят в вину канцлеру Меркель. Германию давно уже призывают проводить кейнсианскую политику, то есть, закачивать на рынок деньги, чтобы разогреть экономику. И вот теперь, особенно после выборов во Франции, она готова пойти на уступки.
Оппозиция внутри самой Германии тоже решила проявить солидарность со странами-должниками. Социал-демократ Гернот Эрлер (Gernot Erler) указывает, что «политика экономии провалилась и привела к смене правительств, например, в Нидерландах, в Румынии, конечно же, в Греции и во Франции». Его посыл: хватит экономить, ключевое слово теперь — экономический рост.
Как экономить и инвестировать одновременно?
Бывший президент Европейского банка реконструкции и развития немец Томас Миров (Thomas Mirow) в интервью DW подчеркивает, что экономить — это верный путь. И тут же предостерегает: если в Европе возникает впечатление, что речь идет не о совместном европейском поиске решений, а о диктате Берлина, то немецкая позиция утрачивает поддержку. Поэтому такая большая и влиятельная в Европе страна, как Германия, может проводить разумную и эффективную политику только на основе компромисса с другими европейцами.
Деньги, на самом деле, есть. Вице-президент Европейского парламента Александр Альваро указывает, что только в структурных фондах ЕС скопилась круглая сумма в 250 миллиардов евро. Фонды предназначены для выравнивания уровня развития в различных странах. А деньги скопились вот как: некоторые страны подавали заявки, но потом так и не освоили выделенные им средства.
Экономить и инвестировать одновременно? Президент Гамбургского института мировой экономики Томас Штраубхар (Thomas Straubhaar) не считает это квадратурой круга. Главное, чтобы деньги ЕС не уходили на потребление, чтобы страны-должники действительно проводили реформы устаревших социальных систем, рынка труда и неэффективного государственного управления. У каждой страны — свои проблемы. «А сверхэффективного удобрения, от которого уже завтра по всей Европе распустились бы цветы, к сожалению, нет», — констатирует Александр Альваро.