Пойдет ли Испания по греческому пути?
Очередная волна европейского долгового кризиса захватила не только многострадальную Грецию, обрекшую себя на новые выборы. Кипр, правительство которого пытается спасти один из крупнейших банков страны и с высокой вероятностью попросит помощи у ЕС и МВФ, был первой ласточкой. Испания также оказалась под ударом — не столько ее госдолг, сколько ее банки. В частности, всю прошлую неделю правительство опровергало слухи о набеге на крупнейший банк мадридского региона Bankia — реорганизованный в 2010-2011 гг. из-за огромных потерь по ипотечным займам и кредитов строительному сектору — а рейтинговые агентства снижали рейтинги банков, отрезая им доступ к рынкам долга. Опыт подсказывает, что опровержения набегов на банки, скорее, стимулируют атаки вкладчиков, так что предстоящие события могут быть интересными. Ключевой вопрос не в спасении одного конкретного банка, а в способности правительства удержать всю банковскую систему от коллапса.
Состояние государственных финансов Испании сильно отличается от греческих или португальских. Еще в 2007 г. у Испании был профицит бюджета, ее задолженность и инфляция железно укладывались в Маастрихтские критерии (для членов еврозоны). Даже сейчас испанский долг составляет респектабельные 69% ВВП — меньше чем у Германии, США или Италии. Многие испанские товары вполне конкурентны, испанские банки активно занимались экспансией в ЕС и Латинской Америке. Проблемы Испании носят структурный характер — что усложняет их решение.
Во-первых, испанская экономика крайне циклична и очень сильно зависит от строительного сектора — более 40% ВВП. При этом строительство в основном шло за счет покупателей рекреационной недвижимости или инфраструктурных проектов. Оба сектора оказались под ударом в результате экономического кризиса, а стабильно высокая безработица (более 24% в I кв. 2012-го) ограничивает внутренний спрос и одновременно наращивает социальные расходы. При наличии собственной валюты или даже возможности облегчить визовый режим (для покупателей недвижимости из-за пределов ЕС) или же снизить налоги ниже европейских минимумов (которые существуют для НДС) положение могло бы быть облегчено достаточно быстро — но эти вопросы отданы на откуп брюссельскому центру, да и программа жесткой экономии задает жесткие рамки.
Во-вторых, испанские регионы, долг которых удвоился с 2007 года и составляет около 13% ВВП, крайне самостоятельны (даже более самостоятельны, чем германские земли, где-то близко к американским штатам) — особенно в долговых и расходных вопросах. При этом налоговые поступления распределяются в Мадриде. В последние годы, даже когда центр экономил, регионы одалживали и тратили на весьма странные проекты, видимо, рассчитывая на то, что «за сирых и голодных заплатит король». Многие банки до сих принадлежат регионам, отношения центра с регионами далеки от безоблачных — так что взятие под контроль обещает быть более сложным, чем сделанное в России при строительстве «вертикали» — а долги регионов к моменту стабилизации могут еще значительно вырасти.
В-третьих, разруливание ипотечного кризиса обещает быть очень долгим и сложным. В Испании (как и у нас) невозможно сбросить залог на банк — разница между стоимостью недвижимости и суммой займа будет висеть на заемщике. При этом безработные не могут обслуживать займы или даже выйти на рынок аренды. Правительство и Банк Испании проводят достаточно жесткую политику по зачистке банков, заставляя искать новый капитал, но с учетом социальной составляющей спасение банковской системы, в итоге, может стоить властям Испании еще 15-20% ВВП на отрезке в три года.
Однако, несмотря на это, положение Испании можно расценивать как позитивное. Во-первых, правительство страны стабильно, политическая система пока не идет вразнос, выборы были только полгода назад и у правительства устойчивое большинство в Кортесах. Налоговая система работает, решения выполняются, и в плане организации работы государственных органов многие испанские ведомства работают на уровне лучших мировых стандартов. Испанские банки активно присутствуют в Великобритании и Латинской Америке, так что к спасателям из ЕС, скорее всего, присоединятся регуляторы этих стран. Проблему ликвидности и относительно короткой структуры долга решают за счет ликвидности, предоставленной ЕЦБ.
Строго говоря, Ирландия оказалась в 2008 году в сильно похожем положении и с аналогичными проблемами в банковской и строительном секторе — и уже сумела выйти на траекторию умеренного роста. Ближайшие месяцы критичны. Главное — не допустить банковской паники, которую Ирландия смогла пресечь в зародыше неограниченной гарантией для вкладчиков. Создание «плохого банка» по ирландскому образцу также не повредит. А бурный рост в бывших колониях позволит поддержать экспорт. К тому же, Латинская Америка активно привлекает испанских специалистов — как и в Ирландии, облегчая нагрузку на рынок труда за счет эмиграции.
Если премьер Рахой и Банк Испании выдюжат до следующего года, то ситуация может пойти на поправку. А страхи за кредитоспособность Испании крайне стары: еще граф Монте-Кристо «развел» Данглара именно на них — но прошедшие два века позволяют надеяться, что Испания удержится в европейских рамках.