«Только 11% украинский ездят за покупками на автомобиле, еще 12% используют машину, когда планируют крупные закупки. Это является самым низким результатом среди стран Центральной и Восточной Европы, где машину для совершения покупок суммарно используют от 45% (Болгария) до 68% ( Босния и Герцеговина) », — сообщают исследователи GfK.
В то же время, по словам Юлии Майстренко, руководителя аналитического отдела компании COMFY, для покупателя цена и сегодня играет важную роль:
«Украинский потребитель стал более требовательным к ритейлеров — важную роль в принятии решения сделать покупку играют и так называемые неценовые факторы: удобное месторасположение магазина, наличие широкого ассортимента, комфортные условия покупки, просторные площади, удобная навигация внутри магазина, качественный сервис, профессионализм персонала и т.д. ». Именно для обеспечения последних преимуществ много украинских магазинов располагаются в торгово-развлекательных центрах.
«Шоппинг для многих украинцев — это своеобразное развлечение. Отправляясь за покупками, наши соотечественники хотят совместить приятное с полезным. По этой причине жители крупных городов предпочитают делать покупки в современных торгово-развлекательных центрах, где можно не только сделать покупку, но и отдохнуть всей семьей », — добавляет Юлия Майстренко.
По мнению Олеси Кравец, ведущего менеджера по маркетингу ООО «Технополис-1», если речь идет о магазине бытовой техники, наиболее весомым фактором является его расположение:
«Самый магазин, который посещает покупатель, выбирая технику, — то, что находится вблизи дома, места работы и т.д… Следующие факторы выбора — ассортимент и цены. Далее с большим отрывом по значимости следуют: наличие акций и специальных предложений, бонусные программы, принадлежность магазина к известной сети (имидж бренда), особенности сервиса, обслуживания ».
Юрий Пономаренко, исполнительный директор торговой сети «Фокстрот. Техника для дома» отмечает, что рост спроса потребителей относительно качества обслуживания в магазинах в последнее время не произошло:
«Запросы потребителей не выросли, однако достаточно высокими. Как всегда, покупатели обращают внимание на расположение товара в магазине, удобство осмотра, качество консультации, скорость обслуживания. Покупатели хотят больше знать о товарах, получать больше информации о технических характеристиках продукции », — отмечает эксперт.
По словам Надежды Лубниной, начальника управления корпоративных коммуникаций «МЕТРО кэш энд Керри Украина», фактор расположения играет важную роль для розничных покупателей и менее важным при оптовых закупках:
«Поскольку мы работаем с профессиональными покупателями — отелями, ресторанами, трейдерами, компаниями и офисами, которые закупают товар в больших объемах для обеспечения своих профессиональных потребностей, то они доставляют свои закупки на авто, поэтому для наших покупателей расположение не является ключевым фактором. Покупатели, которые приходят в своих частных нуждах, обычно знакомы с нами именно через свой бизнес или компании, где они работают, и поэтому также осуществляют закупки в больших объемах, например, для большой семьи на неделю-две вперед. Поэтому наши торговые центры расположены таким образом, чтобы в них было удобно подъехать, и имеют большую просторную парковку».
Маркетинг магазинов
По результатам исследования Shopping Monitor CEE 2012, в таких странах как Румыния, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и Словения 60% респондентов минимум знакомятся с рекламными листовками, которые получают по почте от розничных сетей: от 11% (Польша) до 56% (Румыния ) делают соответствии с ними покупки. Половина украинцев не получают соответствующие материалы вообще, лишь 9% респондентов в Украине (таким же является показатель в Боснии и Герцеговине) получают и делают покупки. В общем, 26% украинцев, получая рекламные материалы почтой, читают их. Половина всех опрошенных совсем не получает таких материалов, причем в Восточном регионе таких 62%, а в Киеве — лишь 30%.
Из всех рекламных акций, проводимых розничными сетями, наибольшую симпатию у украицев вызывают снижение цены. Доля тех, кому нравится такая акционная механика, выросла на 14% в течение 2008-2011 годов. Впрочем, снижается интерес к другим акциям, в частности, дегустаций, гарантированного приза за покупку определенного количества товара.