Эти данные, по мнению экспертов, свидетельствуют об оттоке бизнеса от крупных СК к средним и мелким компаниям.
Но падение уровня выплат свидетельствует не только о более качественном подборе рисков и сегментации портфеля, но и о росте задержек со страховыми выплатами. «Существуют крупные компании, испытывающие проблемы с капитализацией, и потому их платежная дисциплина не на лучшем уровне. И даже не все подписанные премии в итоге выплачиваются. Велика доля в сокращении выплат и компаний, обанкротившихся в прошлом году (УЭСК, «Инвестсервис»)»,— утверждает Дмитрий Грицута, предправления СК «Княжа Виенна Иншуранс Груп».
Но если крупные страховщики рапортуют о сложности привлечения нового бизнеса и, как правило, перераспределяют между собой существующий классический рынок страхования, то кэптивные компании продолжают наращивать объемы бизнеса. Ранее они активно применяли канал вывода денег через перестрахование. В прошлом году Нацкомфинуслуг удалось сузить этот канал благодаря введению регистрации договоров перестрахования. Согласно данным комиссии, премии по внутреннему перестрахованию за прошлый год уменьшились более чем вдвое.
Среди новых схем эксперты называют вывод денег через выплату комиссионных. Судя по отчетности за девять месяцев прошлого года, в виде комиссионных страховщиками было выплачено 1,6 млрд грн, в виде прочих затрат на сбыт — еще 547,6 млн грн. Также 1,3 млрд грн было выплачено в виде затрат, относящихся к себестоимости услуг. Конечно, часть из этих средств была потрачена на рекламу, маркетинг, покупку бланков и другие обязательные затраты. Но путем нехитрых подсчетов оказывается, что треть средств «ушла» из компаний под видом различных накладных затрат. К слову, столько же страховщики тратят и на содержание своих офисов.
«Есть вероятность, что частично при выводе денег была задействована старая схема использования страховщиков в виде кошелька. Компании заключают договоры псевдострахования, страховой случай по которым не наступит никогда, и используют эти деньги для покупки ценных бумаг или просто выводят их в качестве дивидендов при острой необходимости»,— рассказывает Вячеслав Черняховский, председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков. Напомним, что страховщикам удалось отсрочить на два года переход на систему налогообложения прибыли, и сегодня они по-прежнему платят 3% от валовых взносов, что значительно удешевляет стоимость обналичивания.
О выводе денег через покупку мусорных бумаг косвенно свидетельствует и рост активов на 3 млрд грн при уменьшении активов, покрывающих резервы (принимаются только качественные активы) на около 200 млн грн.
Эксперты отмечают, что известны и случаи проведения финансовых махинаций с участием банков.
«Например, страховщик заключает депозитный договор в гривне не под 20% годовых, а под 5%. Остальные деньги акционеры СК получают от заинтересованных в повышении ликвидности банка лиц. Еще один вариант используется, когда страховщик заключает депозитный договор под низкие проценты, получая доступ к низкорисковому страхованию при потребительском кредитовании»,— заключает господин Залетов.
Избежать применения схем не удастся и в нынешнем году. Нацкомфинуслуг, похоже, не спешит разбираться с качеством активов страховщиков и требовать их оценки по реальной стоимости. Борьба с завышенными комиссионными также пока не привела к лишению лицензий страховщиков. А главное, в нынешнем году в Украине состоятся парламентские выборы, что традиционно увеличит потребность в легализации денежных средств. В том числе — и через страховые компании.