Зачем?

Часть экспертов полагает, что скорректировать курс гривны не помешало бы. Мол, это выгодно бизнесу. «В свое время такую ползучую девальвацию провели поляки. Причем у них она была четко расписана: скажем, в этом месяце доллар будет стоить 4,1 злотых, в следующем — 4,15. И это положительно сказалось на их внешнеэкономической деятельности. Например, мы у них сейчас больше покупаем, чем продаем им, хотя раньше было наоборот. Девальвация пошла бы на руку металлургии, аграриям — ведущим экспортерам. Они бы получали выручку в валюте, меняли здесь на гривны, и прибыль была бы выше. Кроме того, когда дорожает импорт, — создаются стимулы к сокращению его объемов и к активизации внутреннего производства. Это только мы панически боимся любого изменения курса — в той же России, например, он очень гибкий», — говорит экономист Виктор Лисицкий.

Его коллега по цеху Александр Жолудь тоже видит плюсы от девальвации.

«У нас импорт превышает экспорт, и платим мы за эту разницу за счет заимствований на внешних рынках. Но в ближайшие годы, учитывая ситуацию в мире, занимать деньги будет сложно, и тогда нам нечем будет покрывать эту разницу. Если бы мы хотели сократить внешнеторговый дефицит до нуля за три года, — то девальвация должна быть вдвое выше, чем инфляция — то есть 14—16% за три года», — считает он.

Однако ряд экспертов говорят об опасностях девальвации: во-первых, в магазинах тут же растут цены (сначала на импорт, а вслед за ним «за компанию» и на наши товары), во-вторых, у тех, кто еще выплачивает долларовые кредиты, снова будут проблемы с их возвратом, ведь зарплаты не растут сообразно курсу, в-третьих, рейтинг страны для инвесторов и кредиторов падает, ведь, скажем, средняя зарплата по стране, которая сейчас 2923 грн, при даже незначительном колебани курса, скажем, на гривну с 8,05 до 9,05 грн/$ в долларах упадет аж на 41 — с $363 до $322.

Не пойдут

Эксперты уверены, что НБУ на девальвацию не пойдет. «При столь значительных размерах внешнего долга, как у нас, даже очень плавная девальвация привела бы к его удорожанию», — поясняет Лисицкий. Жолудь же говорит, что не в наших традициях ослаблять гривну: «У нас обычно держат до последнего, пока она, как в 2008 году, не обвалится. Правда, сейчас ситуация не столь критична, как была в 2008-м». Да и сам глава НБУ Сергей Арбузов не так давно в интервью «Сегодня» весьма лаконично ответил на вопрос, стоит ли ждать обвала гривны. «Не дождетесь», — сказал он.

Анастасия Рафал