За январь-март объем выпуска облигаций европейскими компаниями нефинансового сектора подскочил на 38% к тому же периоду прошлого года, до 179,5 млрд евро. В свою очередь сумма, на которую банки выдали кредиты корпорациям, сократилась почти наполовину (45%), до 112,9 млрд долларов. Для сравнения, в первом квартале 2007 г. перевес банковских кредитов перед облигациями был пятикратным (370 млрд против 73 млрд долларов соответственно).
Традиционно в Европе компании привлекают большую часть требуемых заемных средств не через рынок облигаций, как в США, а с помощью банков.
Традиционно в Европе компании привлекают большую часть требуемых заемных средств не через рынок облигаций, как в США, а с помощью банков. В предыдущий раз ситуация, когда облигации становились более важным источником финансирования, чем банковские кредиты, наблюдалась в первые три квартала 2009 г. Тогда рынок корпоративного долга оправился от кризиса ощутимо быстрее, чем финансовые компании, которые еще некоторое время продолжали «зажимать» деньги.
На этот раз изменение баланса между банковскими кредитами и облигациями вызвано не только последствиями европейского долгового кризиса. Более прижимистыми банки делают утвержденные финансовые правила «Базель III». В соответствии с ними банкам придется увеличивать капитал под выданные кредиты и улучшать качество активов в целом. Это трансформируется в повышение процентных ставок по кредитам.
Аналитики подтверждают, что данные за первый квартал, хотя и несколько искажены краткосрочными факторами, в целом свидетельствуют о переходе к американской модели корпоративного финансирования в Европе, который может произойти уже в ближайшие три-пять лет. «Это началось еще пару лет назад в сегменте мусорных облигаций, а теперь распространилось и на компании с инвестиционными рейтингами. Банки сейчас, наоборот, активно избавляются даже от выданных ранее кредитов, готовя себя к новой регуляторной среде. Одновременно инвесторы в силу проблем с суверенными долгами с охотой вкладывают средства в долг корпораций реального сектора. Причем нефинансовые компании могут сейчас привлекать средства дешевле, чем финансовые. Посредничество банка просто теряет смысл, ведь ему экономически нецелесообразно выдавать деньги под процент, который ниже его стоимости привлечения средств», — сказал аналитик по рынку облигаций крупного европейского банка, пожелавший сохранить анонимность.