Читайте также:
Налог на роскошь ударит по среднему классу, — эксперты

Размер ставки налога решили привязать к уровню минимальной заработной платы в Украине. С владельцев указанной категории легковых авто ежегодно будет взиматься 20% размера минимальной заработной платы (сегодня составляет 1073 грн) за 100 куб. сантиметров объема двигателя. Так, например, за Porsche Cayenne с объемом двигателя 3598 см куб., который сегодня у официальных дилеров стоит от 61 250 евро, придется ежегодно дополнительно выплачивать по 7,7 тыс. грн налога на богатство.

Вместе с тем, для б/у автомобилей предусмотрены понижающие коэффициенты, в зависимости от срока использования (с даты первой регистрации в любой стране):

  • 1,0 — для новых и тех, которые использовались до 3 лет (было до 5 лет);
  • 0,5 — для тех, которые использовались от 3 до 5 лет (было от 5 до 10 лет);
  • 0,2 — для тех, которые использовались от 5 до 7 лет (было от 10 до 15 лет).

Таким образом, владельцы 3-летнего Cayenne заплатят около 3,86 тыс. грн, а 5-летнего — 1,5 тыс. грн в год. При этом автомобили и мотоциклы старше 7-ми лет налогом облагаться не будут.

Налог ударит не по богатым украинцам, а по людям, составляющих так называемый средний класс, которые имели неосторожность купить б/у автомобиль с большим объемом двигателя, уверен гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его мнению, определять степень роскошности автомобиля с привязкой к объему двигателя — это большая ошибка: «Объем двигателя показывает не цену авто, а только его мощность. Какой автомобиль более роскошный: „Волга“ с 3,4-литровым двигателем, или Mini с 1,5-литровым мотором и стоимостью около 40 тыс евро?». Автомобили с пробегом покупают отнюдь не богатые люди, подчеркивает Назаренко, потому логичнее было бы установить налог на покупку новых авто.

Автодилеры: размер ставки не критичен

Даже если закон примут, он не принесет ожидаемого результата, говорят автодилеры. Ведь доля автомобилей с двигателями от 3,4 л на рынке не так уж и велика. По статистике АВТ Бавария (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA), за 2011 год на категорию авто с объемом двигателя более 3,4 л пришлось 12% общих продаж компании.

Налог ударит не по богатым украинцам, а по людям, составляющих так называемый средний класс, которые имели неосторожность купить б/у автомобиль с большим объемом двигателя.
В украинском представительстве BMW уверены, что в случае принятия закона ожидать падения продаж в премиальном сегменте не стоит. «Я не думаю, что рынок автомобилей этого класса просядет, они и так покупаются в небольшом количестве. Люди, выбирающие эту категорию, если решают покупать — то покупают, не особо ориентируясь на законопроекты», — поясняет гендиректор АВТ Бавария Александр Тимофеев.

По его оценке, премиум сегмент в Украине составляет около 12 тыс. авто в год, из них на авто с двигателями объемом более 3,4 л приходится в лучшем случае одна треть. Но даже в это сегменте продажи вряд ли уменьшатся, поскольку предлагаемые размеры налога являются мизерным по сравнению со стоимостью авто.

Сергей Тигипко
министр социальной политики

«В действительности, богатые люди не пострадают, ведь переплата в общем $1000 на автомобиле такого уровня — это, согласитесь, не существенно», — отмечает Александр Тимофеев. Если взять пример с Porsche Cayenne, то доля нового налога (7,7 тыс.) в общей стоимости нового авто (около 649,25 тыс. грн по курсу НБУ) составляет около 12%.

Лазейки в законе

Кроме того, в существующей редакции проекта есть лазейки для ухода от налогооблажения, которые автовладельцы вполне смогут использовать. Учитывая, что налог распространяется только на физлиц, покупатели дорогих автомобилей будут оформлять их на предприятия, имеющие статус юридического лица, которые под новый налог не попадают, говорит гендиректор ВААИД Олег Назаренко.

Вместе с тем, в Минсоцполитике обещают закрыть эту лазейку за счет введения аналогичного сбора для компаний. «Есть риск, что автомобиль могут зарегистрировать на компанию и вывести из-под действия налога, — признал Тигипко в интервью „Украинской правде“. — Но мы готовим следующий законопроект, который будет облагать налогом аналогичные автомобили, оформленные на корпорации».

Но и в этом случае существует лазейка, позволяющая уйти от налога, продолжает Назаренко. Срок временного ввоза на территорию Украины автомобилей был продлен с 3 месяцев до 1 года.

«Какой человек будет платить такие налоги, если проще зарегистрировать автомобиль за границей и раз в год выезжать на нем из Украины?», — говорит он.

Необходимо вводить налог ввести налог на деньги, а не на предметы потребления, считает Назаренко.

Необходимо вводить налог ввести налог на деньги, а не на предметы потребления, считает Назаренко. «Ведь уже были неудачные примеры. В США в 90-х годах ввели подобный налог на роскошь, но не прошло и года, как его отменили, потому что американцы начали приобретать драгоценности и другие товары за границей», — отметил гендиректор ВААИД.

Примечательно, что аналогичный проект появился в преддверии президентских выборов в России. В январе 2012 года премьер Владимир Путин заявил о необходимости с 2013 года увеличить налоги на дорогие дома и машины, чтобы покрывать социальные расходы. Правда, в России в качестве критерия роскошности рассматривали не объем двигателя, а его мощность: облагать новым налогом предлагали авто мощностью более 300 л.с. Федеральная налоговая служба (ФНС) России уже заявила, что в ближайшее время не видит причин для введение налога на шикарные авто. «Чтобы ввести налог на роскошь в отношении транспортных средств, должна быть пересмотрена полностью налоговая база, потому что есть целый ряд критериев, которые непосредственно определяют стоимостные параметры автомобиля» — заявила заместитель главы ФНС Светлана Бондарчук, которую цитирует BFM. Несмотря на это, Путин от идеи налога на богатство пока не отказался.