Возможность таможенного оформления грузов в любом таможенном органе без получения дополнительных согласований в виде, к примеру, писем-откреплений.
Эта норма является долгожданной нормой для предпринимателей, поскольку сокращает риск «административного давления» на бизнес и, надеемся, даст ему возможность планировать свои бизнес процессы исходя из целесообразности и эффективности, а не исходя из необходимости «выполнения плана» тем или иным таможенным органом.
- Сокращение сроков таможенного оформления до 4 рабочих часов с момента предъявления товаров к таможенному оформлению.
Пока не понятно, как эта норма будет применяться на практике, однако надеемся, что количество случаев простоя грузов по невыясненным причинам и в силу тех или иных «административных» причин, не связанных с законодательно закрепленными правилами, сократится.
- Возможность внесения изменений в таможенную декларацию и исправления ошибок после таможенного оформления.
Эта норма является очень важной для бизнеса, поскольку позволит цивилизованным путем привести в соответствие документацию в случае обнаружения ошибок после таможенного оформления товаров.
- Упрощения процедуры декларирования товаров.
Основной идеей новой редакции Таможенного кодекса Украины является смещение акцента с тотального таможенного контроля всех товаров, ввозимых в Украину, на пост-аудит контроль. Предполагается, что этого можно достичь путем внедрения процедуры электронного декларирования, системы анализа рисков, а также внедрения одной декларации для совершения разных таможенных формальностей с момента ввоза товаров в Украину и до момента окончательного таможенного оформления.
- Внедрение института «уполномоченного экономического оператора».
Введение института «уполномоченного экономического оператора» является важным шагом на пути взаимодействия таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности. Приобретая такой статус, субъект внешнеэкономической деятельности может пользоваться специальными упрощениями при таможенном оформлении. К ним относится автоматическое применение метода определения таможенной стоимости по цене договора, таможенный контроль в первоочередном порядке, выпуск товаров при предоставлении минимальной информации, необходимой для идентификации товаров, освобождение от предоставления гарантий при внутреннем таможенном транзите товаров, снятие таможенного обеспечения без согласования с таможенным органом и другие.
Инвестиционные возможности Таможенного кодекса
Особо хотим отметить, что новой редакцией Таможенного кодекса Украины, хотя и не изменен перечень, но существенно пересмотрены возможности таможенных режимов, что, в свою очередь, по нашему мнению расширит возможности ведения бизнеса в Украине.
Документ регулирует вопрос условного частичного освобождения от уплаты пошлины при временном ввозе товаров в соответствии с положениями Дополнения «Е» к Конвенции о временном ввозе.
Так, документ регулирует вопрос условного частичного освобождения от уплаты пошлины при временном ввозе товаров в соответствии с положениями Дополнения «Е» к Конвенции о временном ввозе. Предполагается, что при временном ввозе товаров, попадающих под условное частичное освобождение, пошлина, также как и НДС в соответствии со ст. 206 Налогового кодекса Украины, будет уплачиваться в размере 3% от суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц пребывания товаров на таможенной территории Украины.
Также предполагаются значительные изменения в части применения следующих режимов: «реимпорт», «реэкспорт», «переработка на таможенной территории», «переработка за пределами таможенной территории» и «свободная таможенная зона», что позволяет надеяться на то, что в Украине появиться возможность для реализации разных бизнес-проектов.
Кодекс не снимает с таможни функцию «наполнителя» бюджета
Однако, в каждой банке меда не без ложки дегтя, и вопрос принятия новой редакции Таможенного кодекса Украины, хотя и является давно обсуждаемым и ожидаемым событием, но, по нашему мнению, может спровоцировать некий хаос в бизнес среде. Так, законопроект не содержит исчерпывающих переходных положений, а сроки вступления в силу Таможенного кодекса Украины являются неоправданно короткими. Также следует обратить внимания на усиление контрольных и фискальных функций таможенных органов в части проведения пост-аудитов, что при видимом упрощении процедур таможенного контроля при ввозе товаров не снимает с таможенных органов функцию «наполнения бюджета», которую, судя по всему, таможенные органы будут реализовать во время проведения пост-аудитов.
Напомним, 13 марта 2012 Верховная Рада Украины приняла на базе законопроекта № 8130-д новую редакцию Таможенного кодекса, с учетом правок Президента.
Новый Таможенный кодекс вступит в силу (если его подпишет Президент) с первого числа второго месяца, следующего за месяцем его опубликования. То есть, если новый Таможенный кодекс опубликуют уже в марте, то в таком случае он вступит в силу с 1 мая 2012 года.