«Бизнес так и не увидел достаточных гарантий, чтобы можно было реализовать крупные проекты, тем более на фоне общего ухудшения бизнес-климата»,— пояснила исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко.
Авторы документа полагают, что изменить ситуацию можно за счет устранения ряда законодательных препятствий. В частности, необходимо устранить коллизию, как поступать, когда тарифы, установленные при заключении договора о ГЧП, не компенсируют экономически обоснованных затрат частного партнера. Сейчас, попав в такую ситуацию, последний обязан продолжать выполнение своих обязательств, надеясь лишь на получение от государства компенсации своих потерь. «Учитывая практику получения возмещений из бюджета, интересы частного партнера фактически не были защищены. Это привело к тому, что институт государственно-частного партнерства у нас так и не заработал»,— признает один из авторов законопроекта Ксения Ляпина («Наша Украина—Народная самооборона»). В новой редакции закона о ГЧП предусмотрено право частного партнера приостановить исполнение своих инвестиционных обязанностей до тех пор, пока местные власти не повысят тарифы до уровня себестоимости. Предлагается также отменить норму, согласно которой по истечении срока договора о ГЧП частный инвестор обязан вернуть государству полученный земельный участок. Кроме того, планируется сделать срок действия договора ГЧП бессрочным (сейчас — до 50 лет).
«Бизнес так и не увидел достаточных гарантий, чтобы можно было реализовать крупные проекты, тем более на фоне общего ухудшения бизнес-климата»,— пояснила исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко.
Участие в подаче законопроекта представителей парламентского большинства повышает шансы документа на принятие. «Позиция депутатов к этому законопроекту была очень благожелательной. Безусловно, его еще будут изучать в Кабинете министров и администрации президента, но в целом мы оптимистично смотрим на его перспективы»,— рассказал соавтор законопроекта Михаил Чечетов (Партия регионов).
Предлагаемые изменения действительно должны содействовать повышению интереса инвесторов к механизму ГЧП, уверен партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Олег Мальский.
«Это в любом случае лучше, чем ничего. Если инвестор несет потери, то он получает возможность зафиксировать убытки и уйти из проекта без штрафных санкций. Соответственно, угроза такого выхода сделает государственного партнера более внимательным к интересам бизнеса»,— отмечает юрист.
Впрочем, даже таких изменений может быть недостаточно без поддержки местных властей. «Как это часто бывает в Украине, хорошие инициативы разбиваются о выполнение на местах. Поэтому предлагаемые изменения действительно могут вернуть интерес инвесторов к ГЧП, однако для успешной реализации проектов необходимо реальное содействие со стороны местных властей»,— уточняет госпожа Деревянко. «Проекты содействия частных инвесторов с государством, не считая проектов в сфере социальной ответственности бизнеса, действуют в основном пока в секторе коммунального хозяйства. Для дальнейшего распространения такого механизма нужна как большая открытость властей, так и качественные презентации таких возможностей»,— резюмирует глава Сумской облгосадминистрации Юрий Чмырь.
Юрий Панченко